Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Виктор Фёдоров. Создатель казанской «визитки»

Сотни тысячи людей, прибывающих в Казань по железной дороге, уже более полувека встречает образ колоритной татарской красавицы на фасаде здания пригородного вокзала.

Сграффито «Казань — столица Советской Татарии». Совместно с художником С. М. Бубенновым. 1967

Айсылу Мирханова

Журналист

Сотни тысячи людей, прибывающих в Казань по железной дороге, уже более полувека встречает образ колоритной татарской красавицы на фасаде здания пригородного вокзала.

«Визитная карточка города» — так сегодня говорят и пишут о панно в технике сграффито площадью 300 квадратных метров. Один из его авторов — народный художник ­ТАССР Виктор Кронидович Фёдоров (1940–2001). В минувшем году ему исполнилось восемьдесят лет.

Художник-монументалист из плеяды «пионеров» этого вида искусства в республике, блестящий живописец и график появился на свет в Казани. Дух родного города подпитывал его творчество всю жизнь. По своей профессиональной генеалогии Виктор Фёдоров — «внук» знаменитого представителя Казанской художественной школы Николая Фешина: в Казанском художественном училище его педагогами были прямые ученики мастера. Дальнейшее образование Фёдоров получил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в мастерской монументальной живописи у профессора Андрея Мыльникова.

«Советская Татария»

На рубеже оттепели и застоя монументальное искусство в СССР переживало очередную волну подъёма. Высокими темпами возводились жилые районы и целые города. Их типовую архитектуру требовалось как-то разнообразить. Гигантские мозаики, стенные росписи, витражи и чеканки зданий, дворцов, клубов, вокзалов, остановочных павильонов воспевали подвиги тружеников производства, спортсменов, космонавтов, физиков и лириков.  

На стадии создания сграффито «Казань — столица Советской Татарии»

Немного «культпросвета»

Сграффито – от итальянского sgraffitо – «выцарапанный» – техника изображения, заключающаяся в нанесении на основу, например, на стену, двух и более различных по цвету слоёв цемента либо штукатурки с последующим процарапыванием нужного рисунка. 

Вернувшись в Казань после окончания института в 1966 году, Виктор Фёдоров получил заказ на выполнение в соавторстве со своим старшим коллегой, монументалистом Сергеем Бубенновым, того самого панно на торце здания пригородного вокзала — модного минималистичного «аквариума» из стекла и бетона, построенного по проекту архитектора Мунира Агишева. Художники-монументалисты в те времена выступали едва ли не равноправными соавторами самих зодчих, неся большую ответственность за облик архитектурного пространства. 

Грандиозная по масштабам работа, приуроченная к празднованию 50-летия Великого Октября, получила название «Советская Татария» (сегодня она больше известна как «Казань — столица Советской Татарии»). Произведение в технике сграффито было украшено мозаикой.

Создание «Советской Татарии» — от эскиза, переноса его на картон в натуральную величину, изготовления трафарета, по которому рисунок панно наносился на стену, до работы на самом объекте — заняло ровно девять месяцев. Вырезая лицо девушки, Фёдоров проводил на строительных лесах по двенадцать часов кряду без единого перерыва — окончить работу нужно было до того, как раствор застынет. Художник возвращался домой в полусогнутом состоянии — мышцы от долгого напряжения сводило спазмом.

Девушка в калфаке стала не просто олицетворением республики. Находилось немало «претенденток» на её прототип, делится супруга Виктора Кронидовича, Антонина Ивановна Фёдорова. Искусствовед Дина Валеева писала, что прообразом красивой татарочки в действительности была героиня более ранней живописной работы художника — «Портрета Сайры».

К празднованию Тысячелетия Казани здание пригородного вокзала было реконструировано. Перерождение пережило и знаменитое панно. Над его реставрацией работали художники Фарит Валиуллин, Ришад Шагабутдинов и Ришат Тимириеев.

Мозаика «Чаепитие». Ресторан гостиницы «Татарстан»

Беззащитные гиганты

Казалось бы, произведения монументального искусства по определению претендуют на то, чтобы стать памятниками эпохи. Но именно они оказываются «уходящей натурой» и часто уничтожаются вместе с «морально устаревшей» архитектурой, демонтируются или закрашиваются в процессе ремонта. А город, как «место силы» из советского детства, лишается своей энергетики.

Из шестнадцати произведений Фёдорова, созданных в техниках мозаики, паяного витража, стенной росписи для Казани и рес­публики, сегодня уцелело лишь десять. Среди них — смальтовая мозаика «Чаепитие» в ресторане гостиницы «Татарстан», создававшаяся к празднованию 50-летия ТАССР в 1970 году. Для её изготовления в подвале гостиницы было организовано рабочее место, где набирались отдельные блоки панно, общая площадь которого составляла 84 квадратных метра. В той же технике блочной мозаики было создано панно «Тёплый дождь» в плавательном бассейне комбината «Здоровье», здание которого снесли несколько лет назад. По идее, панно можно было разобрать по частям и таким образом сохранить — блочная техника это позволяет.

Мозаика «Чаепитие». Ресторан гостиницы «Татарстан». Фрагмент

К счастью, до сих пор украшает фасад пожарной части № 4 Кировского района мозаика «Укротители огня», привнося толику пролеткультовского шарма депрессивному Заречью. По-прежнему можно полюбоваться на мозаики «Играющая с рыбками» и «Играющий со скатом» в фойе плавательного бассейна «Оргсинтез».  

Меньше повезло другой работе Фёдорова, созданной в соавторстве с Бубенновым в технике мозаики из смальты и майолики. Панно «Посадим сады!» 1969 года на стене Дворца культуры химиков хорошо помнит бывшая ­детвора Ленинского и Московского районов. Мозаика изображала мужчину и девочку с саженцами в руках. В нулевые лирическую композицию «закатали» в евроремонт облицовочной плитки. В 2018 году в Казани был представлен проект реновации Дворца химиков, предполагающего, что панно из детских воспоминаний «рождённых в ­ТАССР» будет открыто.

Эскиз мозаики «Тёплый дождь»

Более печальная участь постигла роспись жидким стеклом по штукатурке «Молодость» в фойе перед входом в зал Молодёжного центра. Произведение площадью 215 квадратных метров просто закрасили, оно невозвратно утрачено.

В 1970-е художник обращается к технике витража и создаёт свой первый паяный витраж «Зодчие Казани», который располагался в здании Союза архитекторов Татарстана (бывший дом купца Чукашёва) по улице Горького. Несколько лет назад особняк занял республиканский Госкомитет по туризму, зодчим выделили помещения на Кремлёвской, 13, а посвящённый им витраж переехал в фойе галереи «Хазинэ». Совсем не плохая судьба, чего нельзя сказать о витражах в здании Казанского университета. В 1977 году Фёдоров изготовил для него композиции «Студенты» и «Наука». Сегодня же исторический корпус альма-матер украшают лишь «Студенты». Витраж «Наука» в «колыбели науки» не сохранился. 

Мозаика «Укротители огня»

Однако вспомним снова пример со знаком «плюс». Им стало воссоздание в 2019 году грандиозного витража площадью 225 квадратных метров «Дарить города» на фасаде бывшего Дворца культуры строителей, ныне — Культурного центра «Сайдаш».  

Мозаика плавательного бассейна «Оргсинтез». «Играющая с рыбками» 

Аутентичные витражи Фёдорова также можно видеть в Литературно-мемориальном музее Горького и Шаляпина. Их сюжеты посвящены жизни Алексея Пешкова в Казани. В музее также хранятся его живописные работы, посвящённые двум гениям, а также оригиналы иллюстраций к произведениям писателя-«буревестника» и татарских литераторов.

Паяный витраж «Дарить города» на фасаде КЦ «Сайдаш»

Создав целую серию визуальных городских доминант, художник Виктор Фёдоров вошёл в историю искусства Татарстана и как выдающийся мастер жанра исторической картины и портрета. В конце жизни он изучал древнерусское искусство и начал писать иконы. Богатейшее наследие художника, воспевшего город, его людей и время, заслуживает издания отдельного альбома. Но, увы, даже в юбилейный для республики и самого художника 2020 год возможностей для этого не нашлось.

Паяный витраж «Горький в Казани» в Литературно-мемориальном музее А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина

 

Паяный витраж «Студенты» в главном здании Казанского федерального университета

 

Паяный витраж «Зодчие Казани». Вестибюль галереи «Хазинэ»

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев