Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Надежды маленький оркестрик

Наиля Бикчентаева выросла в музыкальной семье и знает изнутри историю казанской авторской песни и не только. На её мировосприятие повлияли и детство в Старо-Татарской слободе, и репертуар хора в «музыкалке», и дружеские посиделки в квартире её родителей, на которых собирался весь цвет бардовского движения.

Виталий Харисов на концерте в Сызрани. 1990. Фото Валерия Мустафина

Наиля Бикчентаева выросла в музыкальной семье и знает изнутри историю казанской авторской песни и не только. На её мировосприятие повлияли и детство в Старо-Татарской слободе, и репертуар хора в «музыкалке», и дружеские посиделки в квартире её родителей, на которых собирался весь цвет бардовского движения.

Наиля БИКЧЕНТАЕВА

Радиоприёмник, азан, ДК

Мысленно возвращаюсь в раннее детство, в деревянный двухэтажный дом на Ахтямова, второй от угла с улицей Комсомольской. Здесь жила моя бабушка — Рушана Газизовна Бикчентаева.

В большой угловой комнате на втором этаже было пять окон, и пространство всегда наполнял солнечный свет. В этот дом часто приходили бабушкины друзья. И даже когда гостей не было, музыка не исчезала. Ильхам Шакиров, Сара Садыкова, Венера Шарипова (с ней моя бабушка училась) — мы слушали татарские песни из радиоприёмника с утра и до позднего вечера. Подобно известной музыкальной отбивке на радио «Маяк», где в начале нового часа играл отрывок из песни «Подмосковные вечера», на татарской радиоволне знаковой музыкальной цитатой часа мы слышали строчки из припева песни «Туган җирем — Татарстан» (автор музыки — Александр Ключарёв).

 

Фото Валерия Мустафина

Эта музыка звучала из окон всех наших соседей. Но главная мелодия, которая заполняла Старо-Татарскую слободу пять раз в день — это, конечно, азан.

Призыв к молитве звучал одновременно не только с минаретов улиц Габдуллы Тукая и Каюма Насыри, я слышала азан даже с противоположной стороны озера Кабан — от Закабанной мечети.

Дуэт «Иваси» в гостях у семьи Бикчентаевых. 1993. Фото Валерия Мустафина

«Сегодня гуляла около Камаловского и Рустема встретила», — рассказывала бабушка про случайную встречу со своим однокурсником по Московской консерватории Рустемом Яхиным (он жил на улице Татарстан). Рушана Газизовна даже на пенсии оставалась очень активной. Работала массовиком-затейником на теплоходах. Входила в Казанский совет ветеранов и выступала в его составе во Дворце культуры имени Кирова. Мне и моей сестре Ляле удавалось попасть не только на концерты и ёлки с её участием — мы присутствовали и на репетициях! Русские народные песни, татарские, фронтовые — на сцене концертного зала Дворца культуры появлялись бабушки, дедушки, их дуэты и ансамбли. Помню, как аккомпаниатор-баянист внезапно прерывал песню и просил ещё раз пропеть куплет, чтобы получилось правильно…

Бикчентаевы на Четаева. Ляля и Неля. 1989. Фото Валерия Мустафина

Расширение географии

Потом я начну слышать музыку не только из Татарской слободы и центра Казани. Переместимся в Ленинский район, где на улице Четаева наша семья в 1990-м году получит квартиру в кооперативе. У нас дома будут часто собираться гости — друзья моих родителей, среди которых нередко будем видеть музыкантов, художников и других творческих людей.

Так, в 1996 году с вокзала перед своим концертом в УНИКСе к нам заедут два дяди с гитарами, как их представят мне и моей сестре — «дядя Гоша и дядя Лёша». Алексей Иващенко и Георгий Васильев посоветуют родителям сломать стену между кухней и залом, расширить пространство для гостиной. Большая комната после модного в 90-е «евроремонта» будет вмещать в себя ещё больше людей для семейных праздников, репетиций и спонтанных песенных вечеров родителей с друзьями…

У нас дома гостевали и Юлий Ким, и Вадим Егоров, и Владимир Ланцберг, и Александр Мирзаян, и Андрей Козловский, и Александр Иванов, и Владимир Туриянский, и Дмитрий Кимельфельд, и Игорь Доминич и многие другие. Один раз после концерта остановился и Сергей Яковлевич Никитин...

«Уленшпигель». Дом пионеров Советского района Казани. 1990. Фото Валерия Мустафина

Уютным местом для посиделок с гитарой в нашей пока новой квартире была лоджия с тогда ещё открытым панорамным видом на «Ленинский мемориал» и Казанский Кремль. Здесь же, на Четаева, в 1990-м году мой папа, Дмитрий Бикчентаев, в соавторстве с композитором Виталием Харисовым допишет самоучитель для игры на гитаре «Гитара для всех». Брат Виталия Вакифовича, художник Вадим Харисов, займётся обложкой для книги. Даже много лет спустя авторы «Гитары для всех» продолжат получать благодарные отзывы от тех, кто ­научился играть на инструменте самостоятельно с помощью этой книги.

«Крутит ветер фонари на реке Фонтанке...»

В 1992 году я, пятилетняя девочка, стану ученицей Казанской музыкальной школы № 17 с преподавателем по фортепиано Еленой Евгеньевной Харисовой. В хоре в «музыкалке» мы будем петь «Зелёный Дол» и волшебную рождественскую песню «Крутит ветер фонари на реке Фонтанке...» На хоровых занятиях с гордостью отметят, что автор музыки этих песен, Виталий Вакифович, преподаёт гитару в нашей музыкальной школе.

Песня про Рождество, которую Виталий Харисов написал на слова Александра Башлачёва, станет «новогодним гимном» среди любителей авторской песни в Казани и за её пределами.

За 38 лет творческой деятельности к основному составу музыкантов ансамбля «Уленшпигель» (Луиза и Валерий Леонтьевы, Светлана Первакова и Юлия Зиганшина) будут присоединяться другие певцы и мультиинструменталисты. Талантливая ученица Луизы ­Леонтьевой из студии «Оберег» Екатерина Болдырева вольётся в коллектив в середине 90-х на время записи с концерта диска «Песни для счастья». Две её песни попадут в альбом «Уленшпигеля» «Песни для счастья». Потом у этой молодой исполнительницы начнутся сольная карьера, сотни новых песен, альбомы, звание лауреата Грушинского и других фестивалей, гастроли… Некоторые хиты с её ранних альбомов сразу подхватят туристы в походах у костра и на «квартирниках» с друзь­ями.

Полвека с авторской песней

В 2016 году в концертном зале УНИКСа состоялось большое мероприятие, посвящённое 50-летию авторской песни в Казани. О том, как со студенческих камерных концертов в 1966 году началось это движение, напомнили уважаемые Владимир Муравьёв, Борис Львович и Валерий Боков, — «старейшины» этого жанра в нашем городе. Обычно ни один из концертов авторской песни в Казани не проходил без этих музыкантов, благодаря которым существовал и поддерживался жанр в столице и во всей республике. Среди известных казанских имён на сцене мы часто видели также дуэт Владимира Менделевича и Евгения ­Сахарова, Владимира Минкина, Дмитрия Бикчентаева, Сергея Бальцера, ансамбль «Уленшпигель», квинтет «Игрушка», дуэт «Два берега» (Сергей Сушков и Наталья Покаржевская), Эльмиру Галееву, Александра Лаврентьева, Виталия Харисова, Екатерину Болдыреву, ансамбль «Версаль» и других музыкантов.

Екатерина Болдырева в клубе авторской песни Валерия Леонтьева. 1993. Фото Валерия Мустафина

Нечасто на сцене в рамках концертов авторской песни мы видим квартет «Пастораль» (Владимир и Тамара Дергуновы, Юрий и Гуля Гагарины). Мало кто знает тот факт, что песня «Пора, собирайтесь скорее», ставшая гимном сплавщиков в России, написана казанским бардом Владимиром Дергуновым.

Легенды движения

Ещё один уникальный своим организаторским талантом человек оставил своё имя в истории авторской песни в нашем городе. В 1984 году Стас Аршинов собрал в Казани КСП «Апрель». Через два года недалеко от Казани на волжском острове «Большой», который стали называть Буян, он создал «Мекку» для любителей авторской песни, куда приезжали туристы из разных городов, чтобы жить в палатках, петь песни у костра и знакомиться с другими клубами самодеятельной песни. В 1985 году в Зеленодольском ­районе начал проходить ежегодный фестиваль «Айша».

В 2001 году Стас Аршинов существенно расширил географические границы для авторской песни. Благодаря этому человеку любители самодеятельной песни стали приезжать из разных стран и с разных континентов на ежегодные фестивали — но не в Россию, а в более удобное для всех место. Они проходили вначале на Кипре, потом в Турции, Италии, Испании и других. Это была невероятная возможность встретиться русскоговорящим авторам и исполнителям из разных стран (эмигрантам) и вместе петь песни. На международные фестивали Стаса Аршинова всегда приезжала большая делегация музыкантов из Казани. Там же мы встречали тех авторов‑исполнителей, кто переехал из Казани в другие города и страны. Из наших земляков международные фестивали посещали Леонид Сергеев (ныне живущий в Москве), Татьяна Синицына (Германия), Эмилия Розенштейн (Израиль).

Дмитрия Бикчентаев и Борис Львович в УНИКСе 2016. Фото Фарита Зиатдинова

Стас Аршинов и его супруга Светлана организовали продюсерский центр «Содружество авторов», под эгидой которого в Казани проводились концерты, фестивали и пост‑фе­стивальные выступления. Обычно подобные мероприятия проходили в ДК Менжинского, КЦ «Ак барс» (бывший «Молодёжный центр») и в большом концертном зале КСК КГУ УНИКС.

Продюсерский центр «Содружество авторов» приглашал в Казань не только уже известных авторов-исполнителей и музыкальные коллективы. Так, благодаря Стасу Аршинову казанцы познакомились с творчеством Геннадия Горлова (г. Волжский), Григория Данского (Пермь) и многих других тогда ещё малоизвестных талантливых музыкантов.

Имя ещё одного человека, без которого невозможно представить авторскую песню в Казани, знает любой, кто посещал концерты и приобретал в фойе кассеты и диски музыкантов.

Бессменный звукорежиссёр многих концертов, создатель звукозаписывающей студии «Сибирский тракт» Валерий Мустафин знает всех авторов-исполнителей не только по концертам и фестивалям, где всегда работает со звуком: он записал десятки альбомов авторов и исполнителей — и не только из России.

Под музыку Вивальди. И не только

В 2013 году мы с Айсылу Мирхановой, в то время пресс‑секретарём оркестра La Primavera, в свободном пространстве «Циферблат» на Щапова подстроили «случайную» встречу Рустема Абязова и моего папы. Через неделю маэстро уже сидел у нас дома и изучал десятки музыкальных инструментов из отцовской частной коллекции. В 2014 году что-то из его струнных, духовых и колоколов звучало в БКЗ в интересном проекте «Концерт для шарманки с оркестром». А через три года там же песни Дмитрия Бикчентаева и Эльмиры Галеевой исполнялись уже под аккомпанемент камерного оркестра La Primavera с участием хора «Гармония» (художественный руководитель — Гузель Гимаева).

День сегодняшний

В этом году авторской песне в Казани исполняется 55 лет. Жанр продолжает находить новых музыкантов в Казани и приглашать гостей из других регионов и стран. Фестиваль «Песня, гитара и я» несколько лет назад изменил свой статус на инклюзивный межрегио­нальный. Клубы самодеятельной песни «Привал», «Вертикаль» занимаются организацией собственных мероприятий.

Владимир Муравьёв в УНИКСе. 2016. Фото Фарита Зиатдинова

Камерные концерты авторов и исполнителей проходят и в Доме Аксёнова. Полюбились публике и циклы концертов, которые регулярно проводят Алексей Гомазков и Юлия Зиганшина в Музее Боратынского. Там звучат и романсы, и песни советских композиторов, и музыка кино, и многое другое. В 2013 году на казанском фестивале «Песня, гитара и я» сразу в нескольких номинациях победил ансамбль молодых незрячих ребят «НеЗаМи» (Владимир Ненастин, Диляра Залялиева, Булат Минуллин). Коллектив имеет большой список песен в своём репертуаре и не меньший список из музыкальных инструментов, которыми владеют в группе. «НеЗаМи» нередко участвует в сборных концертах и фестивалях авторской песни в Казани.

В прошлом году администрация Зеленодольского района выразила своё желание возобновить фестиваль «Айша». И если это случится — значит, будут и дальше громко звучать песни о разумном, добром, вечном.

…Возвращаясь к истокам

17 января прошлого года в Нью-Йорке, в знаменитом зале Карнеги-холла, прошёл фестиваль татарской музыки «Үзгәреш җиле». Министерство культуры Республики Татарстан и Казанский театр оперы и балета сделали нам, жителям Соединённых Штатов Америки, огромный подарок, привезя фестиваль в город, где я сейчас живу… Художественным руководителем фестиваля была Винера Ганеева, а ведущей — народная артистка России Чулпан Хаматова.

Я держала в руках зелёную брошюру — программу фестиваля «Wind Of Change», читала на английском языке про tatar folk songs и татарских композиторов, и не до конца понимала, где я сейчас нахожусь. В каком городе, в какой стране?..

И подобно воспоминаниям из моего детства о татарском радио, вместо звонка перед началом отделения концерта оркестр на сцене сыграл всё ту же музыкальную цитату из припева песни Александра Ключарёва…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев