Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Для мастеров народно-художественных промыслов в Казани будет создан индустриальный парк

Развитие народных художественных промыслов (НХП) в Татарстане обсудили на прошедшем накануне в Присутственных местах Казанского Кремля заседании Совета по культуре и искусству при Раисе РТ. Рустам Минниханов напомнил, что 2023 год объявлен в республике Годом национальных культур и традиций.

На заседании Совета по культуре и искусству обсудили развитие народных художественных промыслов в Татарстане

Фото: rais.tatarstan.ru

«То, что наши предки делали, мы и близко подойти не можем»

Развитие народных художественных промыслов (НХП) в Татарстане обсудили на прошедшем накануне в Присутственных местах Казанского Кремля заседании Совета по культуре и искусству при Раисе РТ. Рустам Минниханов напомнил, что 2023 год объявлен в республике Годом национальных культур и традиций. А народные промыслы – важнейшая часть национального культурного наследия, которая «связывает нас с нашими истоками, с историей». Поэтому поддержка таких направлений – задача и актуальная, и своевременная.

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова рассказала, что в республике в сфере народных художественных промыслов занято около 1,5 тыс. предпринимателей, которые производят текстильные и ювелирные изделия, бижутерию, изделия из кожи. В целом они работают в 11 видах художественных индустрий. Это, конечно, вроде бы и неплохо, но исторически на территории Татарстана существовало в три раза больше видов. Большинство было утеряно – например, Чебаксинская ковка, мастера которой делали и колеса для карет Екатерины Великой, и решетки для балконов Дома Ушковой. «Мы были землей мастеров и сами себя всем обеспечивали. Возрождение утерянных промыслов потребует больших вложений, прежде всего в научные поиски, в технологии», – отметила Аюпова.

Минниханов согласился с министром. «То, что наши предки делали, мы и близко подойти не можем. Они более рукастые, что ли, были? – спрашивал Раис Татарстана. – Ведь делали и музыкальные инструменты, и уникальные ювелирные изделия. Мы потеряли много мастеров. Чебаксинская ковка – это была целая индустрия, к сожалению, сегодня она утеряна. Надо восстанавливать. Понятно, что на волонтерском уровне это сделать не получится».

Как же этого добиться? «Надо создавать условия и обучать предпринимателей, чтобы их продукт нашел своего потребителя», – в общих чертах описал стратегию Минниханов.

Ирада Аюпова рассказала, что в республике в сфере народных художественных промыслов занято около 1,5 тыс. предпринимателей

Фото: rais.tatarstan.ru

«Считаю, что это наша недоработка»

В ходе обсуждений выяснилось, что начинать придется чуть ли не с нуля. Так, по официальным данным, только 41 субъект малого бизнеса в сфере НХП зарегистрирован именно под этим видом экономической деятельности, и лишь 13 официально подтвердили статус социального предприятия. Большинство же таких предпринимателей, посетовал Минниханов, работают без официального статуса, не заявляют о себе как о ремесленниках, а регистрируют свою деятельность как образовательные услуги, ремонт обуви или ювелирных изделий. И это закрывает для них возможность претендовать на меры господдержки. «Считаю, что это наша недоработка», – подчеркнул руководитель республики.

Как выяснилось, в Татарстане очень дорого для таких предпринимателей стоит патент. По словам Аюповой, дороже, чем в Москве. Рустам Минниханов обратился за объяснением к представителю Минэкономики РТ, сидевшему в зале. Ответ прозвучал формальный, что Раису Татарстана совершенно не понравилось. «Поэтому они и не регистрируются и не работают официально, что платить по 50 тысяч надо. Раздать надо патенты – сделайте льготы. Мы на этом много зарабатываем, что ли? Это ваша работа, вы должны отстаивать интересы предпринимателей», – дал он указание министерству.

Минниханов также поручил в целом пересмотреть и доработать комплекс мер господдержки. Он напомнил, что еще с 2013 года предприниматели в сфере НХП могут получать гранты, но для этого, опять же, им «нужно зарегистрироваться в качестве предприятия народных промыслов», чего многие не делают. По словам Ирады Аюповой, в республике действует богатый инструментарий преференций для бизнесменов, но многие мастера про них просто ничего не знают. Для более качественного информирования она предложила использовать ресурсы телеканала ТНВ и «Татмедиа». Минниханов заявил, что самым эффективным средством станет изготовление памяток, которые в бумажном виде нужно раздавать через районные администрации и всеми доступными способами. Так же было поручено создать и специальный сайт.

Приобщение к национальному культурному коду должно начинаться с семьи, детсада и школы

Фото: rais.tatarstan.ru

«Надо в эту сферу пригласить маркетологов, дизайнеров»

Другое важное направление – образование. С одной стороны, в республике работает 13 детских школ искусств, открыты программы в Казанском художественном училище имени Фешина, растет число поступающих и в Казанский техникум народных художественных промыслов. Но этого мало, считает Аюпова. Приобщение к национальному культурному коду должно начинаться с семьи, детсада и школы.

Тем более что позитивный пример интеграции обучения НХП в систему школьного образования есть – это полилингвальные школы «Адымнар», которые создаются по инициативе Государственного Советника РТ и первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Рустам Минниханов согласился с тем, что этот опыт нужно использовать и в других школах.

В целом Раис Татарстана поручил активнее привлекать в сферу НХП молодежь. По его мнению, необходимо найти мастеров, которые смогут обучать молодежь производству изделий художественных промыслов, приглашать ремесленников из других регионов. Поручение дано Минмолодежи РТ. «Много молодежных центров и клубов у нас – вы там не только с флагами и лозунгами ходите, но и учите молодежь разным промыслам. Сейчас же они часто не знают, как топором работать. Нас вот в школе учили и ножовкой, и напильником, и стамеской, и молотком пользоваться», – дал напутствие Минниханов.

С другой стороны, нужно и обучать мастеров, как вести бизнес. «Нам надо не только создавать условия, но и учить предпринимательству. Надо в эту сферу пригласить маркетологов, дизайнеров, чтобы они помогли и научили создавать востребованные рынком продукты. Ведь важно, чтобы любой продукт нашел своего хозяина, но не бесплатно. Надо подсказывать, что рынку надо, многие туристы и наши жители готовы приобретать такие товары», – отметил руководитель республики.

«Наша задача – людей обучить. Но они не будут обучаться, если у них не будет в перспективе заработка. Люди должны понять, что это ремесло будет их кормить», – озвучил задачу Минниханов.

С практически готовой программой развития отрасли выступила главный дизайнер и соучредитель бренда одежды «Бюро Бану» Элара Шайхи

Фото: rais.tatarstan.ru

Для ремесленников создадут индустриальный парк

В конечном итоге, по словам Раиса Татарстана, в республике нужно создать нечто вроде индустриального парка для мастеров НХП. По примеру ИТ-парка имени Башира Рамеева, КИП «Мастер» при КАМАЗе или «Химграда».

«Нам нужна такая площадка, чтобы создать условия для ремесленников, для тех, кто руками работает, кто умеет что-то создавать. На одной площадке, где ремесленники будут работать, они смогут учиться друг у друга, стимулировать друг друга. Там же можно организовать централизованную реализацию продукции. Надеюсь, что наша мечта сбудется. Мы сейчас несколько вариантов ищем», – сказал Минниханов.

Он намекнул на то, что объект для размещения такого парка – одно из общественных мест в Казани – на примете у властей республики уже имеется.

С практически готовой программой развития отрасли выступила главный дизайнер и соучредитель бренда одежды «Бюро Бану» Элара Шайхи. Ее «13 шагов вовлеченности» позволят действовать последовательно, начав с анализа производственных мощностей районов и создания единой базы мастеров-ремесленников совместно с Торгово-промышленной палатой РТ, сегментации этой базы по специализации ремесел, далее – большой образовательной части.

Следующие шаги – изготовление пробных изделий, затем – запуск серийных производств и подготовка к продаже. Здесь потребуются фотосессии, создание каталогов продукции с аннотациями, проработка упаковки и логистики.

Последние этапы – это развертывание торговли: открытие онлайн-магазинов и брендовых офлайновых площадок, с дальнейшим масштабированием, в том числе за пределы не только Татарстана, но и страны.

Ключевая же идея, озвученная Эларой Шайхи, заключается в создании мастерских на площадках районных домов культуры, в реконструкцию которых из бюджета Татарстана за последние годы было вложено немало средств. Пилотный проект «Бюро Бану» предложила запустить в Болгарском музее-заповеднике. Для этого необходимо немногое – найти помещение, разместить там оборудование. Например, закройный стол и несколько швейных машинок. Такие площадки позволят как привлекать местных мастеров к работе, так и обучать их всем премудростям бизнеса в этой сфере.

Рустам Минниханов программу в целом одобрил, отметив, впрочем, что его «опыт работы в системе потребкооперации говорит о том, что такой проект просто так не взлетит».

«Продукт должен быть конкурентоспособный, а для этого нужны модельеры, маркетологи»

Фото: rais.tatarstan.ru

«Мы не сможем за вас работать. Людей обучить, предоставить площадки для старта – это и правда наша задача. Но продукт должен быть конкурентоспособный, а для этого нужны модельеры, маркетологи. Нам надо создавать новую индустрию», – обратил внимание Раис Татарстана.

«Вы сейчас три платья сошьете – одно министр наденет, а два на выставки отправите. Так не пойдет. Нужно сразу думать о запуске серийного производства», – подчеркнул он.

«Не надо открывать ларек – можно в интернет все выложить»

Реализацию продукции мастеров НХП республика тоже готова поддерживать. В качестве площадки Минниханов предложил рассмотреть Республиканский маркетинговый центр: «Сегодня уже не надо открывать ларек – можно в интернет все выложить. И сделать централизованную реализацию изделий».

Ирада Аюпова также отметила, что министерство проработало соответствующий вопрос с основными маркетплейсами, и ряд производителей уже вывел на эти площадки свою продукцию. «Суммы пока небольшие, но динамика хорошая. Одна компания за прошлый год продала товаров на полтора миллиона рублей», – похвасталась министр культуры Татарстана.

Ирада Аюпова: «Если мы сами не будем носить ювелирные украшения, платья, сами не будем потреблять свою кулинарную продукцию, то на одних туристов рассчитывать нельзя»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Кроме того, шоурумы, по ее мнению, можно было бы разместить и в торгово-развлекательных центрах, в которых по понятным причинам за последний год появилось много свободных площадей.

«Совместно с Минпромторгом можно продвигать там нашу продукцию. Если люди хотя бы примерят одежду – уже будут ориентированы на последующую покупку», – полагает она. Такой же подход, она считает, нужно применять и в открытых пространствах – местах отдыха. Ведь товары народного промысла точно будут востребованы туристами, число которых в Татарстане с каждым годом растет.

Впрочем, глава Минкульта РТ отметила, что «туристы – это хороший инструмент монетизации, но промыслы сохранятся в полной мере, только если мы будем стимулировать и внутреннее потребление».

«Если мы сами не будем носить ювелирные украшения, платья, сами не будем потреблять свою кулинарную продукцию, то на одних туристов рассчитывать нельзя», – добавила она. В качестве позитивного примера глава Минкульта РТ привела Индию, на что Рустам Минниханов полушутя заметил, что «их там полтора миллиарда, нас маловато все-таки».

Рустам Минниханов: «Если русские, татары, чуваши, другие национальности свою одежду, украшения, культуру, фольклор не сохранят – кто это будет делать? Никто!»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Раис РТ привел свой пример – почитание традиций в Якутии, где он был в прошлом году на национальном празднике «Ысыах». «Якуты очень чтят традиции, они на этот праздник все приходят в национальных костюмах. Не как мы на Сабантуи – в джинсах. У нас Сабантуи давно превратились в просто песни попеть, а там подобный праздник несет более глубокий смысл. Я с белой завистью смотрю на то, как традиции чтят в Якутии», – сказал он.

«Если русские, татары, чуваши, другие национальности свою одежду, украшения, культуру, фольклор не сохранят – кто это будет делать? Никто! Мы, конечно, что-то сделали за последние годы. Но радоваться мало. Есть вещи, где мы сильно отстаем. Все должны быть вовлечены в эту работу. И эти направления будут нами поддерживаться», – заявил Раис Татарстана.

Фоторепортаж: Владимир Васильев

 

 

Источник : https://www.tatar-inform.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев