Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Любовь сквозь время

Я никогда не видела своего дедушки Емельяна Ивановича Денисова. Не видела, потому что он был убит под Сталинградом в 1943 году.

Из архива журнала "Казань"

 

Я никогда не видела своего дедушки Емельяна Ивановича Денисова. Не видела, потому что он был убит под Сталинградом в 1943 году. Случайно, а может быть, Божьим провидением через семьдесят три года после окончания войны мне перед смертью отдала два письма с фронта мама Валентина Кирилловна Денисова.

И у мёртвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она —

Спасена.

                 Александр Твардовский

О дедушке и об этих письмах я слышала давно, когда ещё была жива бабушка Анастасия Ивановна Денисова. Она постоянно рассказывала о дедушке с такой любовью, как будто они встретились только вчера и без него жить невозможно.

Многие скажут, ну и что, на фронте погибли десятки миллионов, чем мой дедушка лучше. Да, все погибшие достойны почестей, славы и памяти. Но история моего дедушки необыкновенная.

Он родился в 1904 году, бабушка — в 1906-м, поженились очень рано: ему было восемнадцать, ей — шестнадцать.

Когда началась война и дедушку призвали на фронт, у него уже было девять детей — четыре дочери и пять сыновей, а жена была беременна десятым. Семь раз он возвращался домой из военкомата, даже у суровых военкомов в то суровое время рука не поднималась отправить на фронт отца девятерых детей, оставив без кормильца беременную жену с семьёй. Самым старшим Нине и Тоне было два­дцать и восемнадцать, когда отца забрали на фронт, а моему отцу Ивану Емельяновичу Денисову — всего четырнадцать. Он остался за старшего, за отца — дальше была малышня.

«Малютка Шура» с семьёй Денисовых-Захаровых. 2012

Удивительно, но все они выжили, и «малютка Шура», который родился в 1942-м. Мать никого не сдала ни в детдом, ни в интернат. Семья объединилась, работали все. Вся деревня жила как одна большая семья. Помогали друг другу. Старшие сёстры Нина и Тося сели на трактор, Ваня — мой отец брался за любые работы в колхозе, чтобы принести кусок хлеба в семью. Много историй он рассказывал о том времени. Голодные пацаны по четырнадцать часов работали в поле до тех пор, пока сонные не падали со жнейки. На быках из деревни Гурьевка за сорок километров ездили за керосином в Чистополь. Трагическое и смешное в этих рассказах было рядом. Особенно я смеялась над историями с быками (всех лошадей забрали на фронт), практически неуправляемыми, опасными животными. В летний зной бык, когда донимали оводы, вместе с телегой с грузом мог зайти в первый попавшийся водоём — телега плавала рядом. Хилым пацанам справиться с огромным быком было практически невозможно. Приходилось ждать, когда он сам соизволит выйти.

Всё, что зарабатывал, мой будущий отец нёс в дом. Себе оставлял чуть-чуть, голодал.

А письма с фронта — их всего было два, они читались и перечитывались вслух, их знали наизусть. В то время у всех воевали. Фронтовиками гордились и ждали живыми. Но дедушка попал под Сталинград. Недавно я смотрела очень хороший документальный фильм про Сталинградскую битву, и там была приведена статистика, которая меня поразила. Средний срок жизни рядового пехотинца в боях под Сталинградом был всего три дня. Мой дедушка провоевал там больше полугода.

Вот эти письма передо мной. Пожелтевшие, протёртые до дыр. Одно датировано 29 декабря 1942 года, второе — 20 февраля 1943-го. И всё, больше ничего — пропал без вести. Когда я прочитала их в первый раз — мой дедушка навсегда перестал быть для меня среднестатистическим человеком, погибшим на фронте, он стал для меня родным и любимым. Я не знаю, в чём сила этих писем. Очень простые, обыденные слова. Я плакала. И мои дети плачут, когда читают эти письма. От них идёт физически ощущаемая через время сила любви к своей семье, своей Родине, которой нам всем сегодня так не хватает.

Традиционная встреча родственников в посёлке городского типа  Алексеевское. 2019

Письма начинаются одинаково: «Здравствуйте многоуважаемая, любимая моя жёнка Настя и дорогие мои любимые детки Нина, Тоня, Ваня, Кланя, Натоля, Володя, Лёня, Коля, Галя и малютка Шура».

Моя бабушка Настя ждала и верила, что муж вернётся. Она любила повторять строки из его письма: «Разобьём врага, одержим победу, к тебе я приеду дорогая Настя на заре, на горячем боевом коне».

Эти строки я хорошо помню с детства, и вот наконец читаю. Через пропасть времени мой дедушка протягивает мне руку.

Ещё строки из письма, как будто он обращается ко всем нам, живущим сейчас: «Каждую ночь проснусь и вокруг меня нет никого и мне станет так грустно даже сердце моё жмёт. Была бы возможность прилетел бы к вам хоть на один часок, поглядел бы на вас, поговорил бы с вами и мне было бы гораздо легче».

Бабушка ждала и верила, и я думаю, не теряла надежды до конца жизни. Дедушка её очень любил, они были красивая, весёлая пара. Оба прекрасно пели старинные русские песни, и все их дети прекрасно поют, хорошие голоса. Бабушка Настя осталась вдовой всего в тридцать шесть лет, но она всегда говорила: «Женитесь по любви. Вот мы прожили с отцом двадцать лет, и детей много, а уложим их спать, сядем на завалинке и можем до утра просидеть обнявшись, и проговорить». Их все любили и до сих пор помнят в родной деревне, они были работящие, здоровые и весёлые.

Любовь никуда не исчезает, она преобразуется, она живёт в детях и внуках. Все дети моего дедушки выросли хорошими людьми, создали семьи, родились дети и внуки. Цепочка жизни не прервалась.

Сегодня живы трое детей дедушки. Брат Володя, сестра Клава живут в посёлке городского типа Алексеевское. Сын Клавы Владимир Константинович Козонков четырнадцать лет был главой администрации Алексеевского муниципального района Республики Татарстан и оставил о себе доб­рую память.

«Малютка Шура» — Александр Емель­янович Денисов после школы самостоятельно поехал в Севастополь в высшее мореходное училище; капитан дальнего плаванья первого ранга, служил в Мурманске. Написал книгу «Моя линия жизни». В ней есть такие слова: «на трудном пути нет конкурентов». И не зря к ней взяты эпиграфом слова Люция Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя». Это жизненное кредо Александра Денисова.

Дети семьи Денисовых прошли трудный путь, но остались людьми. После смерти бабушки Насти прошло почти сорок лет, но каждый год в Троицу на Демидовское кладбище, где она похоронена под берёзой, приезжают почтить её память тридцать-сорок родственников. Цепочка жизни и любви не прерывается.

Мы, благополучные и сытые люди XXI века, разучились любить, разучились отдавать. От этого все беды. И, наверное, страшная эпидемия тоже оттуда. Ресурсы не бесконечны. Мы должны беречь то, что имеем. Если цивилизация выживет, мы должны измениться. Погибшие на фронте отдали жизнь, чтобы мы сохранили Родину своим детям.

Захарова (Денисова) Евгения Ивановна — кандидат сельскохозяйственных наук, учёный секретарь Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства Казанского научного центра Российской академии наук.

 

 

 

Продолжается подписка на второе полугодие 2022 года. 

Стоимость подписки на полгода для жителей Татарстана — 747 рублей.

Для Москвы — 809 рублей (и это дешевле, чем покупать журнал в розницу!) 


Подписаться можно в любом почтовом отделении России

(для Татарстана подписной индекс П2353, для других регионов — П7078).
Онлайн, на сайте Почты России:
https://podpiska.pochta.ru/press/П2353 (для Татарстана)
https://podpiska.pochta.ru/press/П7078 (для жителей других регионов)

Подписаться можно и на сайте госуслуг РТ в разделе "подписка" (поиск по тем же индексам или по названию журнала).

Купить журнал можно на маркетплейсах:
Озон
Wildberries 
Яндекс.Маркет
KazanExpress

 

Оставайтесь с нами — впереди нас с вами ждут новые номера, презентации и многое другое!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев