Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Королева зимнего царства

Когда в зале Татарского государственного театра кукол «Экият» гаснет свет, и на сцене, под красивое музыкальное сопровождение, открывается занавес, наступает время Её Величества театральной Куклы!

Когда в зале Татарского государственного театра кукол «Экият» гаснет свет, и на сцене, под красивое музыкальное сопровождение, открывается занавес, наступает время Её Величества театральной Куклы!

Зрители заворожённо смотрят на каждого кукольного персонажа и верят в это искусство человеческого прообраза. Чтобы кукла обладала свойством, так магически действующим на пришедших в зрительный зал, над её созданием трудятся большое количество волшебников. Среди них: художники-постановщики, скульпторы, художники-бутафоры, художники-конструкторы, швеи, закройщицы, модельеры. Каждый мастер наделяет куклу частичкой своего ремесла и своей души. Во всех этапах сотворения куклы есть свои секреты и тонкости. Кук­лы бывают различными не только по своим физическим свойствам, но и по системе управления, функциональным и механическим возможностям, способу воздействия и взаимодействия с ними. Бывают даже театральные куклы, которые символизируют определённые времена года. Зима, например, связана, прежде всего, со снегом. Репертуар Театра кукол в это время тоже покрывается соответствующей пеленой. Уже мало спектаклей, где можно встретиться с зелёной травкой, солнцем, а известные герои сказок надевают шубы и шапки, валенки и варежки. Нередко и появление в этих спектаклях самого долгожданного новогоднего волшебника — Дедушки Мороза. Сегодняшний репертуар театра, с наличием большого количества спектаклей для разных возрастов, даёт возможность ощутить эту атмосферу даже взрослому зрителю, благо в нём есть и такие интереснейшие постановки, как «Ночь перед Рождеством» (В. Бирюкова по повести Н. В. Гоголя). С одним из представителей «зимнего репертуара» мы и познакомимся.

Снежная королева. 1998

Наверное, всем из нас, кто когда‑ли­бо одушевлял стихию лютого зимнего мороза, знакома героиня сказки Г.-Х. Андерсена — Снежная королева. Она живёт на Крайнем Севере, в далёкой Лапландии — стране вечной мерзлоты. Взгляд её, пышущий холодом и стужей, пронзителен и опасен. Вместе с этим, как героиня сказки, она является красивым образом женщины — Королевы Зимы. Такое слияние внешней привлекательности и внутреннего холода стало возможным благодаря её прототипу — шведской оперной певице Енни Линд, в которую был безответно влюб­лён сам Г.-Х. Андерсен. Всё это нам знакомо по воплощениям Снежной королевы в книжках, мультфильмах и кинофильмах.

В театре же всё это необходимо вместить художникам в образ куклы уже на этапе её создания. Чтобы потом она ожила в руках артиста-кукловода, сливаясь с ним в едином режиссёрском замысле.

В истории нашего театра, которому в этом году исполнилось 86 лет, спектакль «Снежная королева» ставился дважды. Первый раз — в далёком 1955 году, постановка была приурочена к 150-летнему юбилею автора. Художником-постановщиком выступила народный художник Республики Татарстан Любовь Львовна Штейн-Сперанская, а режиссёром — заслуженный деятель искусств и заслуженный артист Республики Татарстан Салях Мухутдинович Хусни. Образ же Снежной королевы был одним из самых запоминающихся в репертуаре заслуженной артистки Республики Татарстан Веры Николаевны Третьяковой. Он был решён в двух формах. Первая представляла собой образ всеобъемлющей Королевы, исполненной в живом плане актрисой, а вторая была представлена на ширме, в виде куклы. Сохранились фотографии эскизов этой куклы, а также фотография актрисы в костюме Снежной королевы.

Вера Третьякова в роли Снежной королевы. 1955

Вторая постановка произошла намного позже, в 1998 году. Это уже спектакль по пьесе нашего земляка, известного драматурга Евгения Львовича Шварца. Именно этот спектакль находится в репертуаре театра сегодня. Режиссёром-постановщиком спектакля является заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Респуб­лики Татарстан Ильдус Насихович Зиннуров, а художником-постановщиком — заслуженный художник Российской Федерации Валентина Емельяновна Губская. В нём Снежную королеву представляют две куклы. Одна является большой плоскостной из лёгкого материала, с длинными руками на тростях. Вторая — классическая тростевая кукла. Технологически она представляет собой стандартный ­образец тростевой куклы. По технике исполнения и работе с ней кукловода — это одна из самых интереснейших и сложнейших кукол в современном театре. Ей подвластна работа в различных жанрах — от комедий до легенд и эпосов. Сама кукла, благодаря наличию тростей, закреп­лённых к запястью, способна делать широкие пластические движения, аналогичные человеческим рукам. Каркас внутренней части выполнен в строгом соответствии с анатомическими параметрами человеческого тела. Аппарат управления куклой состоит из нескольких составных элементов. Первая часть — это гапит. В большинстве случаев он сделан из дерева и начинается с ручки, за которую держит куклу артист-кукловод, а заканчивается шарниром, которым управляется голова. Чуть выше ручки гапита располагается машинка, от которой отходят направляющие, отвечающие за движение головы куклы (вверх, вниз, вправо, влево). Открытые трости, управляемые артистами за ширмой, приводят в движение руки. Художественную сторону куклы представляет её скульптурная маска-портрет, придуманная художником-постановщиком спектакля. Внешняя привлекательность и внутренняя безжизненность подчёркнуты в каждой детали её лица. Опустошённость глаз говорит о её холодном сердце и отсутствии в нём чувств, свойственных человеку. Взгляд её предельно спокоен и рассудителен, но, несмотря на равнодушие, несёт скрытую угрозу своих опасных чар. В костюме куклы преобладают лёгкие прозрачные накидки из органзы, которые дополняются лаконичными украшениями из белых бусин. Всё это создаёт впечатление снежной таинственности и ледяного спокойствия героини.

Но самую главную задачу — появления на сцене — кукла решает в руках кукловода. Умение одухотворить куклу, придав ей не только речевую особенность, но и образную — залог уникального мастерства её оживления. Кукла в процессе работы, при малейшем изменении ракурса, света, меняет своё эмоциональное состояние. Скупость движений Снежной королевы даёт эффект восприятия её как некоего воплощения надменности и безмолвного страха. Эту роль в Татарском государственном театре кукол «Экият» великолепно создают две актрисы: народная артистка РТ Эльвира Гилемханова и заслуженная артистка РТ Татьяна Сорокина. За плечами обеих вот уже более двадцатилетний стаж работы над этим образом, и у каждой актрисы он уникален по-своему.

Образ Снежной королевы настолько нарицателен и интересен зимой, что для новогодних представлений, которые проходят в театре каждый год, художником Валентиной Губской была придумана доб­рая волшебница Зимушка-Зима, которая является антиподом Снежной королевы.

Сказка Г.-Х. Андерсена и спектакль по пьесе Е. Шварца и сегодня пользуются большим спросом у детей и взрослых в Казани. Тем более что чудесный замок, в котором располагается театр кукол, этой зимой станет ещё и дворцом Снежной королевы, а пришедшие в дни зимних каникул зрители вновь встретятся с новой версией этой истории, в рамках новогодней интермедии. Татарский государственный театр кукол «Экият» приглашает всех окунуться в мир волшебной зимней сказки и увидеть настоящую Снежную королеву!

Фото предоставлены Театром кукол «Экият»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев