Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Концерт под пулями

Так, как принимала артистов фронтовая «публика», не встречали больше нигде... Об этом вспоминали выдающиеся дея­тели культуры республики, в годы Великой Отечественной войны своим искусством поднимавшие боевой дух бойцов.

Так, как принимала артистов фронтовая «публика», не встречали больше нигде... Об этом вспоминали выдающиеся дея­тели культуры республики, в годы Великой Отечественной войны своим искусством поднимавшие боевой дух бойцов.

А вам-то сюда зачем?!
В годы Великой Отечественной войны знаменитая татарская певица Мунира БУЛАТОВА (1914–2011) с концертной бригадой более 70 раз выступала перед солдатами Третьего Прибалтийского фронта, в частях Советской армии, в гос­питалях и санчастях, а также в концертах, сбор с которых шёл в помощь фронту.
Артисты казанских театров и филармонии собрались и дали концерт. Прозрачные от боли лица бойцов озарились улыбками... Для Муниры Булатовой, в то время уже певицы Татарского оперного театра, это был первый концерт перед бойцами, проходивший в глубоком тылу, в Казани, где во время Великой Отечественной развернулось 35 госпиталей. В день артисты давали по два-три концерта.

Фронтовая бригада. Мунира Булатова сидит первая справа. Август-сентябрь 1944


«Самый первый концерт мы дали в Казани. Зашли в палату, и слёзы комком стали в горле. Как тут петь?.. Так хотелось обнять, утешить этих ребят... Ещё вчера были здоровые красивые парни, а сего­дня кто без рук, кто без ног...» — вспоминала певица после войны.
«Откуда только силы брались? Транспорта тогда, можно сказать, не было, шли пешком через всю Казань... Потом наша бригада отправилась на передовую. На фронте страшно...»
Однажды уже ближе к ночи фронтовая бригада артистов приехала в расположение полевого госпиталя. Концерт наметили на утро. Но только уставшие с дороги артисты легли — бомбёжка.
Сквозь груды осколков к артистам подполз старый седой фельд­шер. Жалостливо охнул: «Господи, зачем мы тут — понятно, но вас-то что под пули гонит?!»
Однако за радость, расцветавшую на лицах бойцов, артисты готовы были вытерпеть и не такое.
Чего только не было в репертуаре Муниры Закировны! Русские народные песни, татарские народные, советские... Даже арии, которые артистка оперного театра исполняла под... баян.
«Концертов лучше, чем те, фронтовые, не помню. Так, как принимала артистов фронтовая «публика», не встречали больше нигде. Одни только что вышли из боя, другим предстояло идти в бой. Как они слушали!

Фронтовая бригада. Пятая слева — Галия Кайбицкая. 1943
Ночи стояли холодные, но хоть бы кто кашлянул. А едва сели в поезд и поехали домой — я заболела так, что говорить не могла...»
Перед самым отъездом бригада давала концерт в только что освобождённом небольшом эстонском городке. На окраинах ещё шли бои, а на центральную площадь уже въехал грузовик, откинули борта — вот и вся сцена. К грузовичку стянулись местные — горожане, партизаны. Сдержанно прислушивались к напевам на чужом наречии. А потом обняли артистов из далёкой Татарии: «Ваши песни — как привет из братской республики. Как хорошо, что мы вместе!»

Да, мы были 
на передовой…

Большую концертную деятельность, выступая в воинских частях, госпиталях, на передовой, вела и выдающаяся артистка Галия КАЙБИЦКАЯ (1905–1993). Более 80 раз выезжала на фронт с концертами. В одну из таких поездок была ранена. За проявленную отвагу артистку представили к государственной награде.
Только в августе 1943 года вместе с гармонистом Туишевым дала около ста концертов на передовой.
«Да, мы были на передовой позиции. В перерывах между обстрелами, когда канонада затихала, поднимались на импровизированную сцену — грузовик. Солдаты даже не выползали из окопов, готовясь к бою. Я смотрела на них, и сердце было готово выскочить из груди. Я пела изо всех своих сил», — вспоминала Кайбицкая.

Масгут Латыпов. Казанский военный округ. 1945

Победные марши фронтового оркестра
В 1941 году в ряды Советской армии, где вёл музыкально-творческую работу в качестве руководителя ансамблей художественной самодеятельности различных воинских частей, был призван композитор Масгут ЛАТЫПОВ (1913–1987).
12 мая 1943 года в газете «Алга, дошман өстенә!» о нём был напечатан очерк Абдуллы Ахмета «Победные маршы композитора»:
«Бойцы вдохновенно и с большим вниманием слушают его марш, посвящённый славной Н-ной дивизии. И правда, эта музыка напоминает красноармейцам их стремительные атаки и зовёт их вперёд, даёт им новую силу и душевный подъём. Капельмейстер‑композитор Латыпов создал на фронте ­немало музыкальных произведений. Например, популярный среди красноармейцев «Марш Н-ного полка», «Наказ воинам Н-ной дивизии», «Частушки», «Били, бьём и будем бить» (на стихи Лебедева-Кумача), «Геройски погибшим товарищам», «Санинструктор ­Лукоянов» и многие другие мелодии.

Масгут Латыпов. Дальневосточный военный округ.
Масгут Латыпов — организатор и руководитель ансамбля Н-ной дивизии. Военные музыканты много времени проводят на передовой. Победные марши ансамбля звучат и в тёплых землянках, и в холодных окопах, и в глубоких воронках. Музыканты ансамбля не только мастерски и красиво умеют играть, но и, когда нужно, смело и сноровисто умеют драться с врагом. Во время тяжёлых боев за город Великие Луки ансамбль находился на передовой. В это время пришлось отложить тромбон, аккордеон и трубы и, взяв винтовки в руки, участвовать в обороне стратегически важной высоты. В этой схватке музыканты показали геройство и отвагу. Высота была удержана. Талантливый молодой композитор Татарстана, руководитель ансамбля песни и пляски Масгут Латыпов был награждён медалью «За боевые заслуги». 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев