Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

До кино

В Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» впервые прошла масштабная выставка по истории анимации «До кино». Посетители назвали её «нетипичной» и «выбивающейся из общего выставочного потока».

Вся история мировой анимации в одной коллекции

В Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» впервые прошла масштабная выставка по истории анимации «До кино». Посетители назвали её «нетипичной» и «выбивающейся из общего выставочного потока».

Российская анимация берёт своё начало в 1906 году с работ Александра Ширяева. А в 1912 году состоялась премьера мультипликационного фильма — «Прекрасная Люканида». Это была работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых, для своего времени — прорыв в мировом анимационном искусстве. С тех пор российская, а затем советская анимационная школа завоевала в мировом анимационном искусстве твёрдые позиции. Работы её выдающихся мастеров вошли в золотой фонд мировой мультипликации.

Однако россияне мало знакомы с историей рождения анимации. Именно поэтому выставочный проект, рассказывающий об истоках кино и анимации, показался казанцам таким необычным.

Создатель выставки — казанец Максим Васильев, коллекционер, совладелец творческого центра «Мастерская братьев Василь­евых». За пять лет ему удалось собрать одну из крупнейших в России коллекций старинных анимационных игрушек и оптических приборов, которые были привезены в основном из США, Англии и Франции.

 

Что было до кино?

Среди основных оптических приборов, которые проложили дорогу кино и анимации — уникальный для России прибор для демонстрации движущихся рисунков праксиноскоп. Он был запатентован в 1877 году отцом анимации Эмилем Рено. Прибор состоит из открытого цилиндра, на внутренней стороне которого размещена полоса с двенадцатью рисунками. В центре цилиндра — зеркальная призма с двена­дцатью гранями. При быстром вращении цилиндра в зеркале появляется настоящий мультфильм, ожившие картинки.

Таких подлинных приборов в России всего несколько, Максим называет это приобретение большой удачей.

Также в коллекции — домашний теневой театр, разработанный в конце XIX века; флипбуки (небольшие книжки с картинками, при перелистывании которых создаётся иллюзия движения); зоотропы, стереоскопы, волшебные фонари, которые отражают значимый этап в истории развития кинематографа.

Дети рассматривают мутоскоп

От мечты к действиям

Максим увлёкся анимацией в шестнадцать лет. Ещё до создания Мастерской он и его брат Роман создали десяток короткометражных мультфильмов и успели поработать над совместными проектами с казанскими мультипликаторами. Так и родилась любовь к старинным анимационным игрушкам.

— Начало коллекции было положено в 2013 году, когда я решил провести свою первую выставку по истории анимации. У меня не было ни предметов, ни помещения — одно лишь неудержимое желание организовать выставку,— рассказывает Максим Васильев.— Я позвонил московскому собирателю, у которого были анимационные приборы и другие вещи, и предложил привезти его коллекцию в Казань. Он очень удивился: приглашает человек, у которого нет выставочной площади. А когда я пришёл в Эрмитажный центр Музея-заповедника «Казанский Кремль» с предложением провести выставку у них, там тоже были озадачены, в первую очередь отсутствием у меня опыта организации выставок.

Однако удалось заразить своим энтузиазмом всех! Были выделены деньги, была привезена коллекция. Сам я выполнял самую разную работу абсолютно бесплатно. А выставка успешно стартовала в конце 2013-го.

Во время выставки я заказал себе три первых экспоната в Интернете, и после этого уже не мог остановиться. Мечтал, что когда-то открою свой музей, но чёткого плана не было. Имея пару анимационных экспонатов без какой-либо исторической ценности, сложно представить, что когда-то они превратятся в значительную коллекцию.

 

В начале 2016-го я задумался о том, что игрушки можно не только покупать, но и делать собственные на продажу. И это стало поворотным моментом для собирания коллекции. Я начал продавать свои игрушки за границу, а полученные деньги тратить на исторические экспонаты. Коллекция стала расти быстрее.

А в конце того же года я провёл первую мини-выставку собственной коллекции на фестивале «Зиланткон». Тогда впервые продемонстрировал вместе все свои экспонаты. До этого они хранились в коробках. С трудом заполнил три витрины и только тогда понял, что моя коллекция — совсем крошечная. Когда покупал по паре экспонатов в месяц на протяжении почти четырёх лет, казалось: моя коллекция становится всё больше, значительнее. Однако на поверку оказалось, что часть предметов не подходит для выставки, а часть не имеет большой ценности для зрителей.

Волшебный фонарь. Конец XIX века. 
Германия, фирма Эрнста Планка (слева)
Волшебный фонарь. Конец XIX века. Франция (справа)

Я начал приобретать только то, что могло быть использовано для выставок и создания музея. Накапливал жемчужины коллекции и покупал к ним дополняющие экспонаты. Представлял, как это будет выглядеть в витрине, и искал то, чего не хватает. В дополнение к старым экспонатам брал более новые и совсем современные вариации, чтобы показать развитие.

А в следующем году я понял, что готов уже определить сроки для открытия музея. Стал писать конкурсные заявки на получение грантов для развития проекта. Провёл вторую мини-выставку в Национальном музее Республики Татарстан.

При этом мои собственные игрушки продавались всё лучше — денег на увлечение было всё больше. За два года я удвоил то, что было накоплено до этого. А в конце 2018-го, наконец, получил президентский грант на проведение большой выставки.

 

Выставка — это не только витрины за стеклом

Самое безумное, что я сделал за время подготовки к выставке — поехал в Париж, чтобы познакомиться с известным коллекционером Француа Бинетри, и купил у него несколько оптических игрушек.

В нынешнем году на выставке в «Манеже» было показано более ста приборов XIX–XX веков, которые привели к созданию искусств кино и анимации в их современном виде. Посетители увидели фабричную киноплёнку знаменитых родоначальников кино братьев Люмьер, игрушечный синематограф, стереоскопы для демонстрации 3D-изображений, игрушки, основанные на оптическом обмане, и многое другое. Отличительная особенность выставки — её интерактивность. Некоторые исторические предметы сопровождают специально созданные экспонаты, которые можно двигать и самостоятельно воспроизводить те самые иллюзии и мультфильмы, которые создавались более ста лет назад.

На выставке я проводил мастер-класс по созданию тауматропа — оптической игрушки, популярной в Викторианскую эпоху. Игрушка основана на оптической иллюзии: при быстром вращении бумажного диска с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, они воспринимаются как один. Также в рамках выставки были проведены бесплатные экскурсии для инвалидов. А в Мастерской братьев Васильевых мы организовали бесплатные мастер-классы по мультипликации для подопечных благотворительных фондов.

 

Выставку — другим городам, Казани — новый музей

— Выставка, проводившаяся с марта нынешнего года, завершилась, теперь планируем перевезти её в другой город,— рассказывает Максим.— У нас есть последователи в Чебоксарах и Нижнем Новгороде, где стали обучать детей основам мультипликации,— возможно, к ним.

Но главная цель — открытие в Казани полноформатного музея анимации на постоянной основе. На осуществление этой идеи я планирую получить новый грант. В России есть пара музеев анимации, но в основном они рассказывают об истории конкретных мультфильмов и не имеют интерактивных экспонатов. Поэтому мой проект можно назвать уникальным в нашей стране. Самая главная задача перед открытием — найти помещение в центре города. В этом надеюсь на поддержку руководства Республики Татарстан, так как проект музея — социальный, а аренда в центре города не окупится продажей входных билетов.

Итрын Наталья Михайловна — управляющая Мастерской братьев Васильевых.

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев