Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Из прошлого в будущее

Каждый год на параде Победы 9 мая казанцы видят колонну ретро-автомобилей. Но, наверное, не все знают, что первый клуб автомобильной ретротехники появился в Казани в 80-е годы прошлого века.

Каждый год на параде Победы 9 мая казанцы видят колонну ретро-автомобилей. Но, наверное, не все знают, что первый клуб автомобильной ретротехники появился в Казани в 80-е годы прошлого века.

Мы расскажем о том, как развивалось движение в России, и о том, как в нашем городе сохраняют живую историю автомобиля.

Президент «Авторетроклуба-21»
Фарид Мухаметшин осматривает ретротехнику.
Автомобиль Ford Model T, также известный
как «Жестяная Лиззи», выпускавшийся
Ford Motor Company с 1908 по 1927 год.
XI Международный фестиваль исторической техники.

 Предоставлено пресс-службой Госсовета РТ

 

 

Так начиналась автомобильная история

В апреле 1903 года «Казанский телеграф» поместил заметку следующего содержания:

«Новинка для Казани. Большую сенсацию среди публики вызвал появившийся третьего дня на казанских улицах автомобиль. Автомобиль проехал по Черноозёрской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской и на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлёк массу любопытной публики, бежавшей за экипажем. Как оказалось, автомобиль принадлежит землевладельцу Казем-Беку и находился постоянно в его имении».

За рулём первого в нашем городе автомобиля
заведующий приютом земского начального училища
Лаишевского уезда Николай Александрович Казем-Бек.
Это далеко не первое его приобретение технического характера.
В 1901 году Николай Александрович приобрёл паровые прессы
для брикетирования сена с целью поставки этого корма
в бедные лугами уезды Казанской и других губерний.
Он же поставил для отгрузки сенных брикетов

пароходную пристань на берегу Камы в Шалбах напротив Лаишева. 
Из фондов НМ РТ

 

С этой первой машины и началась автомобильная история нашего города. Но надо сказать, что автомобиль Казем-Бека не был первым механическим чудом. Несмотря на монополию конной тяги на улицах города, казанцы уже были хорошо знакомы с достижениями техники XIX — начала XX века. Ещё в 1894 году в Казань прибыл первый поезд. А в ноябре 1899 года уличную конку сменил трамвай. Паровые машины работали на фабриках Алафузовых и Крестовниковых, динамо-машина давала энергию на первой городской электростанции, находившейся недалеко от Театральной площади, а крупные землевладельцы приобретали самоходные локомобили. Но публика не зря толпой бежала за первым выездом Казем-Бека. Что-то было в этом по-настоящему новое и совершенно необычное.

Фабрики, электростанции, паровоз — это здорово, но автомобиль стал предчувствием вторжения достижений механики в повседневную жизнь горожан и, наверное, где-то в глубине души они это поняли. Самодвижущиеся экипажи начали быстро вытеснять конные, а Казань взяла старт в автомобильное будущее.

 

 

Все дороги проходят через Казань

 

Начало автомобильной эры ознаменовалось целым рядом выдающихся автопробегов. В силу своего географического положения или по каким иным причинам и в императорской России, и в советской стране яркие, наиболее запоминающиеся маршруты автомобильных пробегов пролегали через Казань. В те времена автомобиль был ещё молод, планета ещё не опутана ­сетью асфальтированных дорог, а значит, путешествие на автомобиле за тысячу километров становилось рискованным и по-настоящему опасным путешествием, подлинным испытанием и для техники, и для человеческой воли и характера. Может быть, поэтому именно Азиатская часть нашего материка притягивала внимание любителей острых ощущений и создателей новых машин. 31 января 1907 года французская газета «Матэн» опубликовала следующее объявление.

«Необходимо доказать, что, если у человека есть автомобиль, он может добраться на нём куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Парижа до Пекина на автомобиле. Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Это было бы грандиознейшим испытанием, которому когда-либо подвергался автомобиль… Награда победителю 100 000 франков!!!»

Осмотр и запись автомобилей — участников пробега

на Театральной площади. Из фондов НМ РТ

 

Принял вызов итальянский князь, испанский гранд, правнучатый племянник римского папы Павла V, альпинист и пилот Луиджи Маркантонио Родольфо Шипионе Боргезе на автомобиле «Itala»,  с двигателем мощностью 40 лошадиных сил. Его механиком стал итальянец Этторе Гуиццарди, и в качестве пассажира составил компанию корреспондент газеты «Corriere della Sera» и «Daily Telegraph» Луиджи Барзини.

К итальянскому князю на машине голландского производства «Spyker» (15 лошадиных сил) присоединился профессиональный гонщик Шарль Годар. На двух девятисильных машинах французского производства «De Dion Bouton» выступили французы  Жорж Кормье и Эдордо Лонюни; Виктор Колиньон и Жан Бизак.

И совсем уже храбрый француз Огюст Пон решился отправиться в путешествие на трёхколёсном и всего лишь шестисильном автомобиле «Contal» (Голландия).

Было решено стартовать в Пекине, а финишировать в Париже. Маршрут проложили через российский Дальний Восток, Сибирь и Поволжье. Трёхколёсный автомобиль сошёл с дистанции в монгольской пустыне Гоби. Не будем описывать все перипетии путешественников, отметим только, как Боргезе вспоминает два события, удививших его на подъезде к Казани. Вот как описывает это в своём дневнике журналист Луиджи Барзини.

«Около 11 часов утра колесо затрещало, зашипело, затем… трах! Из колеса высыпались спицы так, что обод соскочил. Без колеса мы не могли бы двигать наш автомобиль даже при помощи лошадей… В это время к нам подошёл какой-то крестьянин и спросил:

— Колесо чинить надо?

— Конечно.

— Здесь есть человек, который сделает вам такое колесо».

Мастером оказался местный кустарь, назвавшийся Николаем Петровичем. Через четыре часа новое колесо было готово, оно не отличалось изяществом, но было сделано исключительно добротно и обещало не только доехать от Казани до Парижа, но и повторить путь от Пекина. В этом же дневнике есть и такое интересное место:

«В двадцати четырёх верстах от Казани нас ждал сюрприз. Дорога, вымощенная по-европейски, выложена обработанными камнями: светлая и безупречная».

Вот такое интересное свидетельство. Уже в то время в нашем городе и его окрестностях строили дороги европейского качества, «светлые и безупречные».

А уже через год, в 1908-м, Казани предстояло принимать ещё один международный пробег, как и Боргезе с сотоварищами, участники новой гонки должны были финишировать в Париже, но старт был дан в Нью-Йорке. Возможно, именно после этого пробега родилась идея знаменитого комедийного фильма «Большие гонки».

Перед Казанью у американского экипажа рассыпалась трансмиссия. Но наш город стал счастливым для американцев, так как именно в Казани их экипаж ждала новенькая трансмиссия, выписанная из Америки. А вот как командир экипажа Джордж Шустер вспоминает своё знакомство с Казанью:

«Наш путь лежал через населённые татарами деревни и привёл в Казань, первый большой город, в который мы попали после Японии, с трамваями, асфальтированными дорогами и хорошей едой. После Казани снова пошли хорошие дороги и приятные люди…»

Наш город не только становился промежуточным пунктом для международных гонок. В январе 1914 года в Казани первым зимним автопробегом было доказано, что автомобиль не такая уж нежная техника и вполне может быть адаптирован к суровым российским зимам. Инициатором автопробега стал Дмитрий Петрович Арцыбашев, заведующий Дорожным отделом Казанской Губернской земской управы. Вот как рассказала об этом событии газета «Камско-Волжская речь»:

«Третьего дня состоялся первый зимний автомобильный пробег по Оренбургскому тракту (Казань — Лаишев — Шуран). Инициатива пробега принадлежала техническому отделу губернской земской управы. Участвовали в пробеге 7 автомобилей и, кроме того, вне конкурса автомобиль губернского земства, находящийся в распоряжении командора пробега Д. П. Арцыбашева». Первым прибыл в Шуран командорский автомобиль. Время в пути составило час сорок минут непрерывного движения. Автомобиль Арцыбашева не остановился ни разу.

Участники благотворительного автопробега «Белый цветок»

у Старой Проломной аптеки. Впереди «Кейс». Фото Арнольда Бренинга 

 

Спорт и удаль — не единственные цели автопробегов. В августе-сентябре 2013 года крупнейшая в России Московско-Казанская частная железная дорога организовала пробег Екатеринбург — Казань на девяти «Мерседесах». Командором на «Мерседесе» с номером № 1 стал председатель правления дороги Николай Карлович фон Мекк. И этот пробег не был чисто спортивным мероприятием. Главной задачей колонны было проведение предварительной трассировки новой железной дороги. В то время дорога до Казани уже работала на полную мощность, но сам город оказался тупиком. Требовалось продолжение ветки на Урал и далее в Сибирь. Так автомобиль послужил делу развития железнодорожного транспорта.

Снимок из семейного альбома казанских мотогонщиков

Ананьевых.Первый в СССР мотоотряд Автодора..

Однокилометровые гонки на Сибирском тракте. Из фондов НМ РТ

 

Советская эпоха

Наверное, все помнят историческую фразу Остапа Бендера из фильма «Золотой телёнок» — «Все в «Автодор», товарищи!». И это не рекламный слоган, а реальное движение тех лет. Автомобиль идёт в народ. Стране просто необходимо много машин, нужны хорошие дороги, поэтому партия и правительство создают и поощряют все автоинициативы.

Ещё не вполне преодолена разруха после гражданской войны, но уже 20 октября 1927 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление: «Утвердить президиум совета Общества «Автодор» в составе…». С этого момента начинается одно из самых мощных общественных движений нашей страны. Идея «Автодора» овладела умами сотен тысяч людей по всему Советскому Союзу. Внимательно следили за событиями в Москве и автомобилисты Казани.

Ответственный секретарь Татавтодора Рудольф в октябре 1927 года пишет в Москву в ячейку общества: «Довожу до Вашего сведения, что тяга в АВТОДОР и интерес к нему очень велики не только автоработников, но и всего населения Татарской Республики, которое ждёт скорее реальных результатов. Наша Татарская Ячейка организовалась 9-го октября с.г. и мы своим посредником для связи с вами избрали ячейку АВТОПРОМТОРГА в Москве.»

Первый шаг казанского «Автодора» — он собрал под свои знамёна мотоциклистов. В те времена мотоцикл был более доступным и более распространённым средством передвижения. Душой казанского мотосообщества стали братья Владимир и Николай Ананьевы, принимавшие участие в мотопробеге Казань — Москва в 1926 году.

Казанская ячейка начинает регулярные курсы для автолюбителей. С октября 1929 года начинают работать уже вторые курсы, включающие в свою программу: политчас, физику, математику. Социальный состав курсантов: 70 процентов — рабочие, 10 процентов — служащие и крестьяне. Плата бралась с учётом членства в союзе. Участие в союзе транспортных рабочих давало право на плату в размере пяти рублей, члены других союзов платили восемь рублей, внесоюзные граждане — двенадцать рублей, а самыми привилегированными были красноармейцы, для них плата ограничивалась двумя рублями.

В 1931/1932 учебном году двумя отделениями областных курсов шофёров было выпущено уже шестьсот водителей. А кроме этого, работали кружки при предприятиях и в воинских частях.

Развитие автомобильной истории Казани было прервано войной, потребовавшей мобилизации большей части автомобилей для нужд фронта. Уже в 1941 году из системы Татарского управления автомобильным транспортом было мобилизовано 132 машины с водителями, что составило 57 процентов всего парка. В самой Казани осталось только 67 грузовых машин. А к началу 1942 года на всю республику оставалось 176 машин.

 

С чего начинается история

Это очень интересный вопрос. С какого момента автомобиль переходит в разряд «ретро»? В значительной степени это вопрос, решаемый на уровне эмоционального восприятия. В 80-е годы, когда в нашем городе появился первый клуб ретро-автомобилей, эти машины ещё вовсю ездили по городу и выполняли массу хозяйственных функций. Но это уже были ретро.

Риф Яруллин:

«Движение любителей ретротехники берёт своё начало в уже далёкие 80-е годы. В те времена много было именно раритетных машин, доставшихся владельцам от родителей, от участников войны. Идея, что называется, висела в воздухе, и в 1983 году собрался небольшой круг любителей, создавших первый клуб с названием «Автомотоветеран». Наш клуб имел своё помещение на улице Куйбышева, 30, и просуществовали мы десять лет, активно участвуя в самых различных мероприятиях».

В кризисные девяностые клуб не смог выжить, но идея осталась, любители продолжали свою работу, собирая и реставрируя старые автомобили, накапливая энергию и материал для нового рывка, старт которому был дан уже в 2005 году энтузиастом ретроавтомобилей, общественным и государственным деятелем Республики Фаридом Мухаметшиным. Девизом нового клуба стал самый настоящий революционный лозунг: «Из искры возгорится пламя».

Президент «Авторетроклуба-21» Фарид Мухаметшин
и председатель «Авторетроклуба-21»

Айдар Ибатуллин приветствуют участников ралли «Медведь».

Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Республики Татарстан:

«В этом девизе казанского «Авторетроклуба-21» нет ничего, что призывало бы к социальным взрывам и революционным пожарам, как это было когда-то в газете «Искра». Только своё — автомобильное, моторное, созидательное: что может быть прекраснее мирных взрывов в цилиндрах внутреннего сгорания! Эту прекрасную строчку Александра Одоевского в клубе понимают ещё и как призыв зажечь своей увлечённостью молодёжь, которая сейчас так далека от инженерных и рабочих профессий, от любви к технике и её истории».

 

Начинался клуб скромно, проводя первые собрания на лесной поляне в палатках, с кострами. И исходное название клуба звучало как «Ретро ГАЗ-21». Это марка одного из самых знаменитых автомобилей советского автопрома. Что любопытно и, наверное, очень знаменательно: на первое собрание пришёл 21 владелец «Волги» ГАЗ-21. Почему именно «Волга»? Вспоминает Фарид Мухаметшин:

«Когда мне пришла идея, и когда мы создали этот клуб, я уже точно не припомню. Мы собрались, два­дцать один владелец «Волги» ГАЗ-21. Это прекрасная отечественная легковая машина. Я в неё был влюблён, и надо отдать должное этой машине. Это моя молодость и, кстати, первая служебная машина. Машина исключительно выносливая, комфортабельная. Она такой была тогда, она такая и сегодня. Так вот и получилось: марка ГАЗ-21 и нас было двадцать один, отсюда и название».

Риф Яруллин, организатор первого Казанского ретроклуба 80-х годов, одним из первых откликнулся на призыв собраться, и он же стал первым исполнительным директором клуба.

Клуб недолго оставался в рамках одной марки. Пусть ГАЗ-21 и замечательная машина, но ведь есть ещё «Победа», есть ГАЗ-23, есть ЗИМы, ЗИСы, есть мотоцикл «Урал», да мало ли машин было создано советскими инженерами, изготовлено на заводах, с прекрасными ходовыми качествами, послуживших стране и в мирное, и в военное время! И такая логика развития клуба быстро привела к его расширению. Начав с примерно сорока автомобилей, казанский ретроклуб быстро перешагнул через две сотни машин.

 

 

Есть ещё ретро-порох в ретро-пороховницах

Участники ралли «Медведь» перед выездом в Ярославль.
Казань. 10 июня 2019

 

И дело, пожалуй, не только в хобби небольшой группы людей. Творческий заряд организаторов клуба был таков, что уместиться в рамках небольшого междусобойчика было просто невозможно. И переход от поляны с кострами к солидному общественному движению произошёл буквально за один год, и сразу же появилась идея организации автомобильного Ретро-фестиваля. И летом 2007 года «Авторетроклуб-21» провёл свой первый смотр автомобилей «Волга» ГАЗ-21. Он был приурочен к первой годовщине клуба, собрал волговодов из многих городов России, и более того, стал первым международным фестивалем ретро-автомобилей.

А уже на четвёртый фестиваль, прошедший в 2010 году, собралось более восьмидесяти владельцев редких и старинных автомобилей и мотоциклов. Из Челябинской области приехал мотоцикл «Красный Октябрь», из Буинска и Ульяновска прибыли ЗИС-110. Целую коллекцию автотехники представил коллектив «Колесо Эпохи» — полуторка «Татра-52», «Москвич-410», «Бьюик-8».

Начав с «Волги», «Авторетроклуб-21» не только быстро перешагнул государственную границу Российской Федерации, но и распространил своё влияние на всю сферу ретротехники. И, начиная с первого фестиваля, гости из Германии, Польши, Прибалтики и даже Японии стали привычными.

Пятый юбилейный фестиваль стал особенным не только своим номером. Впервые «Авторетроклуб-21» провёл фестиваль на элитной площадке KazanRing вблизи гостиничного комплекса «Дубай». А уже шестой фестиваль перебрался на просторную площадку самого гостиничного комплекса. Большее пространство создало новые возможности, и впервые участники фестиваля привозили не отдельные модели, а целые автоколлекции. В лидеры шестого фестиваля вышла «Чайка» ГАЗ-13 Николая Хрипунова из Самары и «Кадиллак» и «ЗиС» из Буинска.

На седьмом фестивале уже любому скептику стало бы ясно, что Казанский фестиваль ретроавтомобилей нашёл свой формат, увеличив количество представленных автомобилей и мотоциклов до ста шестидесяти. В нынешнем году команда из Екатеринбурга привезла по-настоящему антикварную технику: «Додж» 1919 года, «Браш» 1911 года, «Олдсмобиль» 1901 года. Поляки приехали на фестиваль на мотоциклах BMW R51 и его военном варианте NSU 601 OLS.

Есть и ещё одна важная особенность казанского фестиваля. Здесь машины не просто представлены для просмотра. Они способны двигаться! И это несмотря на жёсткое требование технической комиссии — автомобиль должен состоять из оригинальных запчастей. А теперь представьте себе, насколько это серьёзно для машин, снятых с производства очень давно. Конечно, можно поставить и на «Волгу» двигатель от «Мерседеса», но тогда это не оригинал, и такой автомобиль сразу теряет в классе.

На каждом фестивале автомобили-ветераны должны показать своё умение пройти определённую дистанцию, конечно, не на время. И машины, и их водители обязаны показать умение пройти дистанцию грамотно, продемонстрировав искусство вождения. И эти авторалли, возможно, самое зрелищное мероприятие фестиваля.

 

Фарид Мухаметшин:

«Современный автопром изменяется очень быстро, и это хорошо, это веяние времени. Но мы, «Авторетроклуб-21», и пропагандируем те автомобили, которые пришли из достаточно недалёкой эпохи. Мы сейчас восхищаемся машинами, которые создавали по заказу ЦК КПСС, Совнаркома: грузовики, тракторную, колёсную технику, легковые автомобили. Тогда руководство страны не ездило на импортных автомобилях, только на своих. Это наши инженеры создали такие машины как ЗИЛ, «Победа» и ГАЗ-21. Советской инженерной мысли был брошен вызов, и страна, её конструкторы, промышленность ответили достойно. И на этих машинах и сегодня не стыдно выехать, и они пользуются большой популярностью. Когда мы по выходным дням выезжаем на своих ретроавтомобилях, нам сигналят, нас приветствуют. Люди видят машину, которая в добром здравии и безопасном состоянии. И они отдают дань уважения её создателям, и думаю, тем, кто смог сохранить и передать через поколения наше автомобильное достояние».

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев