Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Дни и ночи Дома Ивана Михляева

Бывают и у домов судьбы такие, как у людей, на чью долю выпали тяготы, невзгоды и скитания. Казалось бы, есть основа, фундамент, и есть жизнь вокруг, но время неуловимо отнимает силы, внешние обстоятельства разрушают стены, и общая заброшенность и никому ненужность уже ведут дело к концу, но — случается чудо, и концепция меняется.

Бывают и у домов судьбы такие, как у людей, на чью долю выпали тяготы, невзгоды и скитания. Казалось бы, есть основа, фундамент, и есть жизнь вокруг, но время неуловимо отнимает силы, внешние обстоятельства разрушают стены, и общая заброшенность и никому ненужность уже ведут дело к концу, но — случается чудо, и концепция меняется.

В журнале мы рассказывали о начале противоаварийных работ на самом старом доме гражданской архитектуры в Казани, что находится вблизи Петропавловского собора и переживает времена рукотворного чуда — внимания и заботы профессио­налов. Спасательные работы то­гда были завершены в полном объёме, и укреп­ление произведено, и маячки поставлены, зданию более ничего не угрожало. Но за консервацией должно следовать приспособление.

Концепция развития памятника состоялась и дала нужный импульс. Здание передано Музею изобразительных искусств, и средства на реставрацию выделены в начале нынешнего года. Мы готовы доложить читателям о развитии сюжета, ко­гда объект культурного наследия регионального значения «Дом Дряблова, конец XVIII в.», расположенный в Казани по адресу: улица Мусы Джалиля, дом 19, вступает в фазу первого этапа реставрационных работ.

По информации авторов проекта казанских реставраторов Анастасии Анцигиной и Ирины Карповой, в течение 2019 года реставрация должна охватить комплекс здания и обеспечить его инженерными сетями и кровлей. Подготовка к этому велась с 2014 года, а к 2017 году уже был завершён проект, прошедший историкокультурную экспертизу. За это время было сделано главное: проведены первоочередные противоаварийные работы по усилению грунтов оснований, цементации тела и основания фундаментов, стен; здание было зафиксировано металлическими тросами, выполнена временная отмостка и возведена временная кровля. Таким образом, был приостановлен процесс сползания здания по склону, стабилизован процесс дальнейшей деформации здания, в настоящее время объект находится в законсервированном состоянии.

Печной изразец. Середина  XVIII века

Изза перепада рельефа здание имеет один этаж со стороны Петропавловского комплекса и два этажа со стороны улицы Профсоюзной. В первоначальном объёме здания лежат палаты XVII — начала XVIII века. Здание состоит из нескольких соединённых между собой частей разных периодов, имеет характерные черты архитектуры XVII, XVIII веков, а также хорошо читаемые изменения XIX века. Результаты обследования показали, что первый этаж подвергался наиболее существенным изменениям на протяжении всего существования памятника, на стенах наблюдается «лоскутная» перекладка стен, элементов, изменения в кладке откосов, перемычек оконных и дверных проёмов.

Особую историкоархитектурную ценность представляют сохранившиеся декоративные элементы фасада, а также фрагменты сруб­лен­ного декора на отдельных объёмах здания. Анализ характера кладки и приёмов декоративного оформления фасадов позволил­ выявить разновременные фрагменты и определить строи­тель­ную периодизацию объемов здания.

— В ходе проектирования было рассмотрено несколько вариантов эскизных решений,— отмечают авторы проекта.— Наиболее приемлемым вариантом является так называемый консервационный, ко­гда проектируется форма крыши XIX века с фрагментарным сохранением исторических конструкций. Дело в том, что такая конфигурация кровли более удобна при дальнейшей эксплуатации здания. Со стороны главного фасада сохраняется пристрой XIX века, как одно из напластований памятника, входная группа решается в пределах сохраняемого пристроя, который служит тамбуром. Обнаруженные ценные фрагменты фасадов XVIII века, оказавшиеся в ходе изменений XIX века в интерьере, демонстрируются внутри объёма здания. Таким образом, с достаточной степенью достоверности восстанавливается облик памятника на XIX век.

Фрагмент юго-западного фасада дома

Предполагается приспособление объекта культурного наследия под современную функцию, а именно — творческих мастерских с выставочными залами Музея изобразительных искусств Респуб­лики Татарстан.

В течение этого года дом ожидают следующие виды работ, направленных на сохранение и приспособление объекта культурного наследия: подготовительные и демонтажные работы; усиление существующих конструкций, ремонт, замена конструкций; устройство гидроизоляции; ремонтнореставрационные работы стен, кирпичной и смешанной кирпичнобелокаменной кладки, проёмов, декоративных элементов; вертикальная планировка территории; отделка фасадов.

Что особенно важно, отмечают реставраторы, конструктивные решения не затрагивают элементов предмета охраны памятника — при выполнении работ сохраняются целостность каменных стен, материалы и формы сводов, плоских перекрытий, элементы архитектурного декора интерьеров и фасадов.

С нетерпением ждёт итогов реставрации директор музея Розалия Нургалеева:

— Мы дорабатываем нашу концепцию в ожидании реставрации дома, придумываем, как именно здесь будут заниматься дети наших музейных секций. Здесь всё будет напоминать о Петре Великом и, конечно, знакомить с его деятельностью не только в Казанской губернии, но и в России и за рубежом. Основная мысль: Пётр — новатор, человек, принёсший России не только славу, но и многое связанное с новыми технологиями: книгопечатание, флот, ткачество, витражное искусство и т. д. Через историю личности — история России — история края — мастерство. Материал пока первичный, но есть уже понимание освоения пространства, переходим к оценке затрат и степени окупаемости, смотрим российские гранты. Думаем, что интересно было бы разместить здесь мастерскую книгопечатания и экспозицию походной типографии Петра, мастерскую ковроткачества и экспозицию «Казанская суконная мануфактура XVII века», мастерскую лепки, гончарного дела и изготовления глиняной посуды, мастерскую кожевенника и мастерскую по изготовлению макетов кораблей.

Надеемся также устроить на втором этаже экспозицию Казанской главной верфи (1718–1830) (ведь здесь, в Казани, было построено 400 судов для Каспийского флота), биб­лио­теку старинных книг, гравюр…

Всё это должно привлечь внимание к дому Дряблова, который и сам является объектом показа, и детей, и туристов.

Редакция обещает следить за событиями.

Продолжение. Начало в № 1, 2016

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев