Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Тукай рядом

Журнал «Казань», № 4, 2016 В Арском районе, где, как говорил поэт, «есть аул вблизи Казани», мне приходилось бывать много раз. Но почему‑то каждая поездка была для меня словно первой. Это так интересно - открывать что‑то новое в хорошо забытом старом… Вот и недавно, в самом начале апреля, я с...

 

Журнал «Казань», № 4, 2016

 
В Арском районе, где, как говорил поэт, «есть аул вблизи Казани», мне приходилось бывать много раз. Но почему‑то каждая поездка была для меня словно первой. Это так интересно - открывать что‑то новое в хорошо забытом старом…
 
Вот и недавно, в самом начале апреля, я с большим желанием по­ехал в деревню Кушлауч, где 26 апреля 1886 года родился Габдулла Тукай. Наверное, и тогда был таким же белым, ещё не расцвеченным, пейзаж. Чёрные, графичные тополя на белом снегу, силуэты немногочисленных изб… Пустынная деревенская улица и тишина до боли в ушах… Так легко заглянуть в далёкое прошлое… Но шум трактора, расчищающего сугробы на дороге, очень скоро возвращает меня в реальность. Да, вот тот самый музей, где всё так плотно наполнено прошлым. А рядом с домом стоит бюст Тукая на высоком постаменте. В нынешнем году он тоже отмечает небольшой юбилей - шестьдесят лет. На обратном пути заехал в село Кырлай. Мемориальный музей оказался на капитальном ремонте. Но, судя по всему, ко дню рождения великого поэта музей успеет преобразиться.
 
Моя обратная дорога в Казань была заполнена размышлениями о вечном и сию­минутном. Банальные истины вступали в спор с реальными фактами. Да, действительно, великий народный поэт прожил очень короткую жизнь - всего‑то двадцать семь лет… Из них лишь восемь лет были наполнены творчеством. А се­го­дня широко и празднично отмечается уже 130‑я годовщина со дня рождения. Сколько поколений открыло для себя этот удивительный литературный талант гения!
 
Памятники, живописные полотна, произведения литературы, кино и те­атра, научные труды - столько всего было и будет посвящено Тукаю. Уже столько лет тысячи людей связывают своё творчество с его огромным литературным наследием. А всё равно не покидает мысль, что много ещё белых пятен в его биографии, что многое ещё предстоит узнать.
 
С годами меняешься не только сам. Другим становится и взгляд на привычное ещё вчера. Например, из всех так хорошо мне знакомых памятников Губдулле Тукаю я только на днях открыл для себя заново известный бюст работы Баки Урманче. Мраморное изваяние, оказывается, совершенно не холодное и торжественное! Сколько печали, тоски и нежности в глазах поэта… Это бюст не только Тукая. Это и портрет самого автора, скульптора и художника, великого Баки Урманче.
 
В конце пятидесятых после долгих лет жизни на чужбине он наконец‑то вернулся в родную Казань. И первой скульптурной работой стал бюст Габдуллы Тукая, чей талант он очень высоко ценил. Да, они не были лично знакомы, но в молодости Баки Урманче часто видел молодого Тукая в легендарной по тем временам гостинице «Булгар». Их судьбы, полные взлётов и падений и очень трагичные, станут во многом схожи. Вот только жизненные пути будут разными. Тукай прожил меньше три­дцати, а Урманче ушёл из жизни в девяносто три года.
 
Моя поездка в Арский район заставила пристальнее вглядеться в забронзовевший образ великого поэта. Долго бродил по страницам Интернета в поисках новых фактов и событий. Их оказалось не так уж и много. Зато узнал о существовании художественного полнометражного фильма «Небесные врата». Режиссёр Фарид Давлетшин снял его по сценарию Рабита Батуллы. Увы, его премьеру я пропустил. Впрочем, мало кто знает о нём и среди моих знакомых. Спасибо Ленару Гильмутдинову, художнику этого фильма, за подробный рассказ и фотографии с киносъёмок. Обычная, к сожалению, ситуация: малый бюджет, сжатые сроки и отсутствие проката явно помешали этому фильму стать событием в культурной жизни. А фильм действительно мог быть интересен широкому кругу зрителей. Картина была приурочена к 125‑летию со дня рождения Тукая.
 
Вот как сказал о своём фильме Фарид Давлетшин:
 
- Наш фильм о том, что человек всегда должен верить в свой талант, если ему богом дано быть кем‑то. Герой фильма потерял веру в себя, но после знакомства с Тукаем всё изменилось. В результате он гениально сыграл поэта на сцене своего театра.
 
Главную роль исполнил актёр татарского театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева Ильфат Камалиев, заслуженный артист Республики Татарстан. Сыграл, судя по отзывам, просто блестяще.
Моё профессиональное любопытство заставило искать встречу с этим актёром. Хотелось сверить свои представления об образе поэта. Увы, плотный график актёрской работы заставил ждать целую неделю. Но это стоило того. Из здания театра мне навстречу шёл действительно Тукай. Скромный, но очень уверенный в себе. Сильный и одновременно в чём‑то слабый…
 
Я попросил актёра поделиться своими впечатлениями. И вот что услышал:
 
- Роль оказалась очень интересной и не простой. Поначалу я сказал режиссёру, что роль не моя, я же не очень похож на Тукая. Но авторы фильма искали не двойника поэта. Нужно было сыграть сильный характер, незаурядную личность. В Габдулле Тукае сочетались удивительная простота и огромный талант. Невзрачный, щупловатый с виду, он был внутренне очень сильным и свободолюбивым.
 
Моё по­чти мистическое общение с Тукаем на этом не завершилось… Среди ночи я проснулся от непонятного шума на балконе. Пришлось встать. Оказалось, что с балконного стеллажа, где хранятся мои архивные фотоплёнки, упал один из пакетов. Чертыхаясь, я собрал с пола рассыпанные плёнки. Одну из них, завёрнутую в пожелтевший лист бумаги, решил посмотреть повнимательнее. Прочёл надпись: «День поэзии Тукая. 26 апреля 1983 года». Просмотрел на просвет негативы. Это была чёрно‑белая съёмка традиционного праздника в день рождения поэта. Столь неожиданному привету из далёкого прошлого я, честно говоря, даже не удивился. Тукай был явно рядом. И общаться с ним мне было по‑прежнему интересно…
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев