Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Спичрайтер и поэт

15 апреля — День рождения у Джахан Поллыевой. Она давно известна российской публике. Многие песни на её стихи стали хитами — их поют Алла Пугачёва, Александр Буйнов, Николай Расторгуев, Анастасия Спиридонова, Марк Тишман и другие популярные исполнители. Общественность знает Джахан Реджеповну и в другой её ипостаси: как спичрайтера трёх российских президентов. При этом именно художественное творчество, литература стали для неё тем, без чего она не мыслит свою жизнь. Джахан Поллыева ответила на вопросы журнала «Казань».

Апрель

На запахи, на зябь, на маету,

по зыбкому ступая льду самоубийцей,

иду-бреду вслепую к той границе,

где день ещё ленив и полон снов,

опутанных пунктирными снегами,

однако ночь, зашторив свой альков,

уже вовсю щебечет голосами,

где в каждой трели слышится любовь,

а в каждом вздохе — нетерпенья муки...

К тебе, апрель, весь год тяну я руки,

чтобы на эти правильные звуки

настроить слух и петь,

и петь без слов...

 

15 апреля — День рождения у Джахан Поллыевой. Она давно известна российской публике. Многие песни на её стихи стали хитами — их поют Алла Пугачёва, Александр Буйнов, Николай Расторгуев, Анастасия Спиридонова, Марк Тишман и другие популярные исполнители. Общественность знает Джахан Реджеповну и в другой её ипостаси: как спичрайтера трёх российских президентов. При этом именно художественное творчество, литература стали для неё тем, без чего она не мыслит свою жизнь. Джахан Поллыева ответила на вопросы журнала «Казань».

 

— Скажите, пожалуйста, когда вы начали писать стихи?

— В ранней молодости был единственный эпизод, когда под влиянием эмоций я начала рифмовать. Но происходило это всего месяц-полтора. Потом я благополучно забыла про это и вспомнила лишь лет через двадцать пять.

 

— Но почему? Они вам не нравились или...

— Я просто не считала стихотворчество серьёзным делом (смеётся). Не всем же везёт иметь рядом наставника, способного донести ещё в детском возрасте серьёзность этого дела, увлечь им. В школе же нам больше преподавали язык, чем литературу. Разбор стихов не был интересным. Поэзия по‑настоящему пронзает сердце лишь в «томном» возрасте. В советской школе почти всё преподавали с уклоном в историю и политику. Скучно было это обсуждать. Поэтому мне тогда больше нравилась проза. Исключением были Лермонтов и Маяковский. Только не спрашивайте, почему именно они — долго рассказывать...

 

— А ваша семья, родители как-то повлияли на увлечение литературой?

— Да. Хотя сами они ничего специально не делали. Просто у нас в семье любили яыки и литературу. Разбросанные по квартире газеты и журналы, которые выписывал отец, оказались пропуском в творческую реальность...

 

— Вы сотрудничаете с журналом «Русский пионер». Писали для них об Ахматовой, Бродском… Каков он — мир ваших поэтических предпочтений? Без кого вы не мыслите русской поэзии?

— Собственно, вы их сами уже назвали. Два действительных пророка. Два стоика, связанных трудной судьбой и даром гения. Люди, прошедшие через страшные ­испытания, но сумевшие выстоять. Поэты и писатели такого калибра остаются навсегда.

 

— Вы пишете что-нибудь прозаическое?

— У меня есть роман, повесть и две стихотворные пьесы. Обе пьесы, кстати, уже были опро­бованы на сцене — состоялись читки. Первая — для двух актёров — о проблемах в одной семейной паре была прочитана Ларисой Гузеевой и Игорем Миркурбановым. Вторую — о сложных  взаимоотношениях матери и дочери — я прочла сама.

 

— Чем отличаются для вас стихотворения и тексты песен?

— Всем: энергетикой, лексикой, своим построением, потребностью менять ритм внутри песни (из-за припева или бриджа). И это далеко не все нюансы, которые приходится учитывать. А они очень важны, если вы пишете текст уже на готовую музыку. Свои сложности стоят и перед композитором, когда ему приносят текст будущей песни.

 

— На ваши стихи спето много песен. Когда вы почувствовали в себе любовь к этому жанру? Что значит в вашей жизни музыка?

— Любовь к песням дана людям ещё с колыбели. Ведь мы всё время поём — то от грусти, то от радости... Но вы  знаете: одно из важных для стихо­творца качеств — музыкальность. Именно она задаёт ритмику строк, а не наоборот. Ну, и как не писать песен? Мне кажется, большинство поэтов хотя бы раз в  жизни, но это сделали. А стихи, сложенные искусственно, не поются и не трогают сердце.

Что касается музыкального образования, то с этим мне не повезло. Я с детства могла подобрать любую понравившуюся мелодию на старом мамином пианино, но в музыкальной школе не училась. По-настоящему песни стала писать только в зрелом возрасте, уже лет за сорок. Сначала для себя и своих друзей. Тогда же начала их записывать на домашние диски. Поздновато, конечно, но так уж получилось.

 

— Вы дружили с поэтом Андреем Дементьевым, и несколько лет являетесь членом жюри Всероссийской молодёжной поэтической премии «Зелёный листок», которую организует «Дом поэзии» в Твери. Какое у вас ощущение от пишущей молодёжи?

— Меня радует творчество молодых. За последние лет пять их стало гораздо больше — виден рост интереса к стихам. И состав поэтов стал сильнее... Членам жюри уже есть с чем сравнивать. Конкурсу «Зелёный листок» Андрей Дмитриевич отдал много сил и своей души. Тверь — город, где он родился, вырос и где по его инициативе стали проходить эти конкурсы. Это лишний раз доказывает, что участие видных деятелей литературы способно серьёзно влиять на творческий климат в любом регионе страны. И, конечно, немалую роль сыграла в этом и супруга ­Андрея Дмитриевича.

 

— Как, на ваш взгляд, сего­дня организована литературная жизнь в регионах? Слышно ли кого-то из российских национальных писателей в столице?

— Мы с вами знаем, что в последние годы на федеральном уровне приняты  программы, направленные на популяризацию национальных литератур. Например, «Программа поддержки национальных литератур народов РФ», в рамках которой проводятся семинары и фестивали, издаются прекрасные антологии произведений национальных авторов. Но, конечно, этого недостаточно, эти программы лучше бы расширять, ибо национальных писателей по большей части знают лишь в их собственных и близлежащих регио­нах. Наверное, эта проблема связана и с проблемами художественного перевода. Но в поддержке стихо­творцев многое зависит и от респуб­ликанских и губернских властей. К примеру, в той же Тверской области учреждена премия имени Андрея Дементьева. На мой взгляд, это один из вдохновляющих литературную общественность примеров. Таких премий должно быть гораздо больше.

 

— Время, когда любители поэ­зии заполняли стадионы, осталось в прошлом, но можно ли сегодня, сейчас, поднять интерес к поэзии в обществе?

— Интерес вырос. И те люди, которые раньше заполняли ста­дионы, не слушают стихи, а многие пишут их сами. Площадок для показа и обмена творческими проектами достаточно. Вопрос в другом: «а судьи кто?» Все, кто читает чужие стихи в открытом доступе? Или всё же профессионалы, эксперты?

У меня нет ответа. Стихи — особенный продукт. Любят их далеко не все, но они порой несут столько знания, сколько не даст и учебник.

 

— Среди множества направлений, которыми вы профессионально занимаетесь, есть и пиар‑работа. Как вам кажется, нужно ли пиарить поэтов и писателей?

— «Пиарить» для русского языка слово, конечно, странное. Между тем, оно вошло в обиход и сегодня может подразумевать очень разные модели: как хорошие, так и плохие. Это и один из способов рекламирования разных объектов, бизнесов, отдельных личностей etc. Этот термин может иметь и обратный — негативный — смысл. Вы спросите, почему об этом говорю? Потому что здесь всегда есть две разных стороны одной медали, белое и чёрное. Всё зависит от того, кто именно этим занимается.

Что касается меня, то был опыт работы с прессой, начиная с конца 90-х годов, и позже он был востребован вновь. Но не могу сказать, что это меня увлекало с головой. Просто надо было решать задачи, исходя из ситуации и своих убеждений; соблюдая приличия и правила поведения в обществе.

 

— Как вы относитесь к профессиональным писательским сообществам? Нужны ли, например, Союзы писателей или это пережиток прошлого?

— Писательские сообщества, я думаю, нужны. Но добровольные и не обязательно масштабные. Мне кажется, время больших съездов прошло (особенно для людей, пишущих свои произведения дома). Но нужно максимально защитить их авторские права, обращать внимание на их трудности, помогать в тяжелых ситуациях, в конце концов.

Да, всё, что не меняется на протяжении десятилетий, имеет шанс превратиться в застывшую форму. Но всё равно надо пробовать ­искать подходящие для сегодняшних времён формы объединения.

 

— Как вам кажется, каково будущее русской поэзии, а, возможно, и поэзии вообще?

— Любое будущее российской поэзии рождается сегодня. Те, кто внимательно следит за изменением поэтического ландшафта, знает про это много больше, чем я. Мне хотелось бы сказать лишь одно: русская и российская поэзия в целом — это наша национальная гордость. Очень хотелось бы, чтобы её традиции, помогавшие подняться нашим гениям и стать известными во всём мире, никуда не делись, не ушли… Они себя оправдали и достойны продолжения.

 

Джахан ПОЛЛЫЕВА

Кто умеет любить, только тот и любим!

Мы уже слышали эти песни в исполнении звёзд российской эстрады, а после знакомства с нашей героиней послушаем их с особенным вниманием!

 

Опять метель

Исполняет Алла Пугачёва

За тобой не закрывая дверь,

Я живу уже который год,

И с тех пор отсчёт

Моих нечаянных потерь

Остановленный кого-то ждёт.

 

Опять метель,

И мается былое в темноте.

Опять метель,

Две вечности сошлись

В один короткий день,

Короткий день...

 

Ты меня не ведая, прости,

На пороге долго не томись,

Ведь теперь у нашей повторившейся любви

Станет сроком давности вся жизнь.

 

Опять метель,

И мается былое в темноте.

Опять метель,

Две вечности сошлись

В один короткий день,

Короткий день.

 

Избранница

Исполняет Николай Басков

Ты женщина — избранница всего:

И лучшего и худшего на свете.

Ты награждала верностью того,

Кто был с тобой изменчивым, как ветер.

 

И лишь со мной ты медлишь много лет,

За нас двоих не выберешь дорогу.

Быть избранной — приятно, спору нет;

Но выбирать приятней по итогу.

 

Припев:

Избранница, избранница! Пускай не всем понравится,

Что не мужчина выберет, а ты найдёшь его.

Избранница, избранница! Тебе какая разница?

Всё, как ты хочешь, сладится, лишь опусти чело…

 

Ты всех вела вкруг пальца и сама

Велась на чьи-то глупые приманки;

Но всякий раз переступала рамки,

А в оправданье — Женщиной звалась.

 

Зачем теперь ты ждёшь, что за тобой

Приду, как Бог, назначив самой нужной?

Богиня ты, — и главный выбор твой!

Реши сама, кто быть достоин мужем.

 

Решимость наша — это просто миф.

За ним мужчинам прятаться удобно.

Но, если любишь — слабой стань на миг!

Мы легче покоряемся покорным…

 

От любви умирают

Исполняет Александр Буйнов

Мы порой забываем, что поблизости с нами

В одиноких квартирах живут.

Те, кто боль свою терпят и даже годами

Возвращенья возлюбленных ждут…

 

Сколько их, кто ночами бессонными бродят,

Но уже никому не звонят.

Разговором о главном друзей не тревожат,

Лишь беззвучно в пространство кричат:

 

От любви умирают, и это не шутка.

Гаснут те, кто своих не вернул.

Ядовитые стрелы в колчан заправляет

Белокурый мальчишка-амур…

 

Пусть напишут врачи имя недугов разных,

Что сгубили влюблённую кровь.

Но причиною смерти, убийцей-диагнозом

Златокудрая стала любовь.

 

От любви умирают, и это не шутка,

Гаснут те, кто своих не вернул.

Ядовитые стрелы в колчан заправляет

Белокурый мальчишка-амур…

Амур....

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев