Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Анатолий Василевский: полвека казанского джаза

Патриарху казанского джаза Анатолию Василевскому исполняется 80! Редакция журнала «Казань» поздравляет своего любимого музыканта и партнёра по совместным проектам!

Патриарху казанского джаза Анатолию Василевскому исполняется 80!

Редакция журнала «Казань» поздравляет своего любимого музыканта и партнёра по совместным проектам!

 

Сто лет назад чувственно тесный физический контакт европейской музыкальной традиции с африканскими ритмами завершился в США появлением на свет нового музыкального искусства, названного при рождении джазом. В краткие по историческим меркам сроки новорождённый умудрился покорить мир своей экспрессией, необузданностью и нонконформизмом. И хотя советское руководство, загодя настроенное враждебно к «музыке толстых», вооружённое могучим пропагандистским и цензурным ресурсом, выступило во всём своём отрицании, и оно оказалось беспомощным перед джазовым голосом эпохи.

Оркестр Олега Лундстрема. Шанхай. 1945

В послевоенные годы гримасы геополитической катастрофы внезапно образовали джазовую кривую, соединившую китайский Шанхай, татарскую Казань и северный русский городок Плесецк. Ключевыми фигурами джазового искусства в Казани стали дети русских эмигрантов, строителей КВЖД — выросший в Харбине и Шанхае джазовый гений Олег Лундстрем со товарищи и потомки северных поморов братья Василевские. И если приезд музыкантов шанхайского оркестра в Казань был вынужденным, то Анатолий и Владимир Василевские решительно не мыслили своей музыкальной судьбы вне единственной в СССР зоны джазового искусства, Лундстрема и его команды в Казани. 

Оркестр Дворца культуры имени Ленина под управлением Анатолия Василевского. Соло на трубе Владимир Василевский. Казань. Татарский театр оперы и балета. 1961

К моменту поступления Анатолия Василевского в Казанскую консерваторию оркестр Лундстрема только что перебрался в Москву, но почва, вспаханная им в Казани, была готова к джазовому посеву. В городе сразу возникло невероятное количество джазовых коллективов в Домах и Дворцах культуры, школах и вузах, в Домах пионеров и при домоуправле­ниях. И вот кульминация: в казанском Дворце культуры имени Ленина в Соцгороде, вотчине номерного военного авиационного завода, под руководством Анатолия Василевского возникает полнокровный джаз-бенд и играет американскую джазовую музыку. Посетивший репетицию оркестра Олег Леонидович Лундстрем был настолько поражён увиденным и услышанным, что, отложив все свои дела, несколько часов кряду обсуждал с музыкантами специальные джазовые проблемы. Олег Лундстрем и его брат Игорь неоднократно бывали на концертах коллектива, а Анатолию был открыт доступ к огромной нотной библиотеке шанхайского оркестра.

Юбилейный концерт Анатолия Василевского. 2010

Новый этап расцвета джазового искусства в Казани открылся тоже в связи с авиацией: в авиационный институт поступил звёздный мальчик, талантливый актёр, музыкант, сценарист, режиссёр, поэт и композитор. Его энергии уже в первые месяцы присутствия в институте хватило на организацию театра самодеятельного студенческого творчества, СТЭМа. Это был знаменитый Семён Каминский, соединивший на сцене вербальные сатирические миниатюры с современной вокальной и инструментальной музыкой в исполнении джазового оркестра. Разумеется, возглавил оркестр маэстро Анатолий Василевский. Он быстро довёл мастерство ансамбля до уровня профессиональных коллективов страны. С творчеством молодых джазменов из Казани познакомились города и веси СССР, страны социалистического лагеря и многочисленные студенческие фестивали.

С Олегом  Лундстремом. 1996

Анатолий Василевский, конечно, понимал, что высококлассное исполнение джазовых шедевров возможно лишь в профессиональном коллективе. И такой оркестр был создан: ко­гда в Казани построили завод «Оргсинтез», его директор не пожалел средств на содержание настоящего бенда. Кстати сказать, культурно-социальная благотворительность была нормой в те советские времена,— на балансе богатых и прибыльных производств были детские учреждения, спортивные команды, Дома культуры и отдыха. Оркестранты Василевского зачислялись в штат завода на рабочие должности в цеха. Иначе не получалось.

Филармонический джаз-оркестр

Оркестр Василевского вновь быстро стал заметным джазовым явлением на советской эстраде, участвовал во всесоюзных фестивалях. Однако с началом перестройки он лишился финансирования, его музыканты разбежались по ресторанам и профильным школам. Но счастливо случился очередной казанский джазовый ренессанс: новый директор «Оргсинтеза» фанат джаза Наиль Юсупов сумел «выбить» средства на заводской джазовый оркестр, содержание музыкантов, дорогие инструменты, костюмы, антураж и прочее.

«…Это был полный, классический биг-бенд,— вспоминает Анатолий Василевский.— Все группы были представлены полностью. Мы играли традиционный джаз и современную музыку, сложные аранжировки. Было много сильных солистов-импровизаторов: саксофонисты Сергей Баулин, Юрий Щербаков, Евгений Соколов, Владимир Алексеев, трубач Андрей Фролов, пианисты Валерий Коротков и Олег Анохин, гитаристы Валерий Бускин и Тимур Ахметзянов, басисты Олег Солодовников, Стас Калабанов, Дмитрий Соломатин, ударники Ильдар Нафигов, Давид Ткебучава, Рафаэль Абдуллин. В 2001 году мы выступали в Москве в Доме композиторов по приглашению Юрия Саульского и в Санкт-Петербурге на фестивале «Свинг белых ночей» по приглашению Давида Голощёкина. Выпустили семь СD-дисков, DVD-диски концертов с выдающимися музыкантами — Геор­гием Гараняном, Алексеем Кузнецовым, Давидом Голощёкиным, Игорем Брилем, Олегом Киреевым, Алексеем Кругловым, наши концерты,— всего десять DVD-дисков. Все наши партнёры любили с нами играть…» 

Филармонический джаз-оркестр

Ренессанс — процесс, как известно, временный. В 1993 году новое руководство завода отдало предпочтение спортивным коллективам, и музыканты вновь разбрелись кто куда. Анатолий Василевский стал преподавателем консерватории, музыкального колледжа, института культуры и детской джазовой школы имени Олега Лундстрема, получил звание профессора, руководил в Казани школьными и студенческими джазовыми коллективами.

Но судьбы джазовой стихии, как ритмы джаза, неисповедимы: семена, посеянные в Казани поколениями джазменов, дали, наконец, желанный урожай, и 1 января 2011 года из двух коллективов филармонии — Государственного эстрадносимфонического оркестра и Государственного оркестра кинематографии был создан Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан. Художественным руководителем оркестра стал известный в стране дирижёр заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Анатолий Василевский.

В филармонии оркестр стал желанным коллективом для всей мировой джазовой элиты. Длиннейший список джазовых звёзд, выступавших вместе с оркестром Василевского, занял бы солидный объём журнального пространства. Имя маэстро Василевского — в ряду ярчайших представителей отечественного джазового искусства.

Рассуждая о полувековой службе Анатолия Василевского казанскому джазу, невольно перефразировал слова одного знаменитого американца. Есть все основания утверждать: говорить о месте Анатолия Василевского в истории казанского джаза невозможно, ибо он сам и есть эта история.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев